Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Идеи социального партнерства в образовании.

Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского


Одним из новых явлений российской общественной жизни становится социальное партнерство, которое получило признание с начала 90-х годов прошлого века. Современная школа не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов. Важнейшей задачей школьного образования является успешная социализация выпускников, которая невозможна без четкого представления детей об окружающей социальной действительности.

В настоящее время под термином социального партнерства понимается специфический тип общественных отношений. В образовании он используется пока неуверенно, что связано с недооценкой партнерства как взаимовыгодного сотрудничества.

Процесс создания механизма социального партнерства в России связывается с началом экономических реформ в 90-х годах прошлого века. Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей.

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко дает следующее определение понятию «социальное партнерство» - это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектами. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества(5).

Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп социального сообщества. (4)

Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений. (3)

В условиях обновления российского общества социальное партнерство становится действенным механизмом решения проблем в социуме и в частности в сфере образования.

Социальное партнерство, является новой «парадигмой» открытого общества, начинает проникать и в систему образования.

Фундаментом понятия социальное партнерство выступает социальное взаимодействие. Согласно Н.Л. Виноградовой, «социальное взаимодействие это способ социального бытия, который базируется на идеологическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей» (2 ).

Исходя из теоретического анализа проблемы социального партнерства, мы в своей работе под социальным партнерством понимаем специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии школы и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности.

Необходимость социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой сфере требуются усилия всего общества.

Одним из направлений инициативы президента Д.А.Медведева «Наша новая школа» обозначено направление работы школы, направленное на установление партнерских отношений с окружающим социумом. «Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».

По мнению В.Г. Бочаровой, социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей жизни оказывают на человека соответствующее влияние. Мы согласны с утверждением автора, что невозможно сформировать личность только педагогическими средствами [1].

В целостном процессе формирования личности нельзя недооценивать роль социальной среды в воспитании человека. Социальная среда и школа создают социокультурную среду.

Социализация школьников в условиях партнерства школы в социокультурной среде заключается в разностороннем развитии ребенка и успешном овладении им необходимой совокупности социальных норм.

Школа должна стать центром, актуализирующим и координирующим социальное партнерство, как один из факторов успешной социализации учащихся.

1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М.,Ариус. 1994,с.208.

2. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философ


ОПУБЛИКОВАНО

Леснянская Лариса Александровна Идеи социального партнерства в образовании.. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 12