Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Психолого-педагогические особенности развития детей в современном российском обществе

Сибирский федеральный университет, Сибирский аэрокосмический университет


Скорость изменений в современном обществе становится привычным состоянием для многих людей. Молодежь 21 века с трудом может представить стабильное, неизменяемое общество. При этом педагогические основы воспитания и этапы социализации, возрастные этапы психологического развития – все эти характеристики развития детей разработаны в совершенно иных социальных условиях. Изменения последних десятилетий настолько велики, что могут существенно изменить наши представления о логике и динамике психосоциального развития детей.

Рассмотрим, например, возможности детей реализовать потребность в группировании. Все больше и больше современных детей не имеют возможности самостоятельно организовать свой досуг. Их жизнь определяется режимом, установленным взрослыми. Взрослые, в свою очередь, руководствуются вопросами безопасности и обеспечения среды развития для ребенка. Высокие требования к профессиональному и образовательному уровню развития, характерные для современного общества, обусловили высокие требования к качественным характеристикам индивида. Обеспечение формирования этих характеристик в силу различных причин преимущественно становится юрисдикцией непосредственно родителей. Профессиональная занятость родителей и сложность образовательной подготовки в любом виде деятельности (начиная от спорта и заканчивая искусством) определяют повсеместность включенности ребенка в образовательную среду с начального школьного возраста. Мы совершенно серьезно говорим о том, что начинать заниматься гимнастикой, фигурным катанием, горными лыжами в 8 лет – поздно. Профессиональная подготовка музыканта начинается с трех лет, танцами – с пяти…

Сложность обеспечения безопасности по месту жительства, невозможность контролировать контакты ребенка в период свободного досуга послужили причиной организации нового для российского общества режима жизнедеятельности ребенка.

Современный ребенок имеет совершенно иначе организованный досуг, чем предыдущие поколения. Половину/треть (в зависимости от возраста) дневного времени занимает образовательное учреждение. Остальное времяпровождение различается незначительно, основных вариантов всего два. Это организованные группы обучения (музыка, живопись, спорт, рукоделие и т.д.) или самостоятельная деятельность дома (телевизор, компьютер, книги, лего, …). В лучших случаях иногда – индивидуальное общение через посещение друзей.

Исчезли или исчезают дворовые разновозрастные компании. Забылись детские групповые игры. Дети не имеют навыков взаимодействия в группе. Более того, они теряют навыки самоорганизации досуга – даже собравшись вместе, они не знают, что делать и чем заняться… Как следствие, их интеллектуальное и физическое развитие существенно превышает социальное, психологическое, эмоциональное. Дисбаланс формирования и развития отдельных сфер личности все далее и далее отодвигает норму взросления, и это связано не только с периодом обучения. 18 лет, 20, 30… в международных документах возрастные критерии молодости в последние годы включают и 35 лет.

За несколько десятилетий кардинально изменилась образовательная парадигма: «образование на всю жизнь» – «образование для жизни» – «образование через всю жизнь». Мы приходим к осознанию, что сохранение установок на восприятие нового, готовность продолжать образование не может сочетаться с психологической и социальной незрелостью. Именно здесь лежит основная мера ответственности специалистов в области образования и развития детей (практики, методисты и теоретики) – сформировать представление о механизмах социализации детей в новых социальных условиях, обеспечить их адекватное и соразмерное развитие.


НЕ ОПЛАЧЕНО