Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка на начальной ступени 12-летней школы

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Шымкент, Казахстан


12-летнее образование в Республике Казахстан направлено на формирование разносторонне развитой, творческой, конкурентоспособной личности, готовой и стремящейся к обучению и самообразованию на протяжении всей жизни.

Первая ступень 12-летнего образования - начальное общее образование – должно обеспечить первоначальное становление личности ребенка, выявить и развить его способности, раскрыть индивидуальные особенности ребенка, сформировать желания и умения учиться. Обучение будет начинаться с шестилетнего возраста, который наиболее благоприятен для умственного развития и социальной подготовки .

В условиях 12-летней школы учебная деятельность ребенка должна быть направлена на индивидуальную самореализацию, роль учителя при этом заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал, используя соответствующую технологию обучения.

Важнейшим критерием успешности индивидуального подхода к обучению ребенка является темп продвижения его к более высокому уровню знаний, познавательной самостоятельности, действенному интересу к обучению.

При индивидуальном подходе учитель должен учитывать темп работы учащихся. Если разный темп и уровень работоспособности – ученикам предлагаются карточки, задания разного объема или уровня сложности. Учителю рекомендуется активных и сильных детей привлекать к выводам; пассивных - вызывать для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления; ученикам со слабой памятью давать возможность воспринимать материал второй, третий раз со слов успевающих учеников и по учебнику; невнимательных и рассеянных – привлекать к подведению итогов работы.

Учитель должен всегда находить возможность отметить успех ребенка, его продвижение. При выполнении самостоятельных работ ребенку можно предоставить возможность выбора уровня сложности задания по той или иной теме.

Организация обучения по индивидуальной траектории требует особой методики и технологии. Решать эту задачу возможно 2 способами.

Первый способ – дифференциация обучения, согласно которой к каждому ученику предлагается подходить индивидуально, дифференцируя изучаемый им материал по степени сложности. Для этого учеников обычно делят на группы по типу: способные, средние, отстающие.

Второй способ предполагает, что каждому ученику предоставляется возможность создания собственной образовательной траектории освоения всех учебных предметов. В условиях 12-летней школы именно этот способ должен получить свое развитие. Возможность индивидуальной траектории образования предполагает, что ученик при изучении темы может, например, выбрать один из следующих подходов: образное или логическое познание, углубленное или энциклопедическое изучение, ознакомительное, выборочное или расширенное усвоение темы.

Задачи индивидуального подхода к ребенку на начальной ступени 12-летней школы решаются более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная работа, разноуровневые задания, задания креативного типа (придумай и изобрази образ, составь игру или задание для других учеников и др.).

Можно использовать и модульное обучение, при котором основной единицей учебного процесса является не урок, а учебная неделя или тема .

Особое место в работе с ребенком на начальной ступени 12-летней школы должно занимать использование исследовательского метода обучения, построенного на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Самостоятельные исследования учащихся способствуют удовлетворению их индивидуальных потребностей и запросов, с их помощью они открывают для себя новые знания, а не получают их в «готовом виде».

При индивидуальном подходе к обучению на начальной ступени 12-летней школы должны использоваться различные технологии:

1. Технология игрового обучения;

2. Технология развивающего обучения;

3. Технология коммуникативного обучения.

Реализация индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка на начальной ступени 12-летней школы поможет сделать поворот в развитии педагогических технологий на обучение умению самостоятельно добывать нужную информацию, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.

Список литературы

1. Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан // 12-летнее образование. 2006.- № 8, С.10-17.


ОПУБЛИКОВАНО

к.ф.н., доцент Омаров Н.К., ст. преп. Серкебаева Г., магистр Елтаева Ж.К. Индивидуальный подход к воспитанию и обучению ребенка на начальной ступени 12-летней школы. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 37