Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Особенности вспомогательного глагола е

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Казахстан, Шымкент


Известно, что круг применения любого вспомогательного глагола, придание им дополнительных оттенков значения основному глаголу, система формообразования и другие свойства имеют свои особенности.

В учебниках казахского языка широко распространено деление вспомогательных глаголов на значимые и незначимые. Известные ученые Н. Сауранбаев, И. Балакаев, А. Ыскаков, Г. Мусабаев – авторы учебника «Современный казахский язык» делят вспомогательные глаголы на специальные, действительные и переходные неполные, и относят к специальным действительным вспомогательным глаголам такие глаголы как е, де, ет, придающие сложным именным словам глагольное значение, отдельно не употребляющиеся в качестве специальных действительных вспомогательных глаголов с неопределенным размытым значением, употребляющиеся как послелоги других глаголов, указывающих на их определенные свойства (1, 287).

К. Жубанов приводит классификацию вспомогательных глаголов по значению: «Существуют три вида вспомогательных глаголов: глаголы состояния (отыр, жатыр,жүр, түр); неполные (е, де, бол, шығар); полные (ал, сал, қал, жібер, бер, қой, таста)» (2, 351).

А. Толеуов, анализируя лексико-грамматические особенности частей речи казахского языка, в зависимости от цели применения делит вспомогательные глаголы на: 1) вспомогательные глаголы, не имеющие полного значения в изолированном положении, выступающие постоянно в качестве вспомогательного по отношению к определенному слову е, ет, жазда, де; 2) вспомогательные глаголы, выступающие как в роли вспомогательных глаголов, так и в основном значении (ал, бер, жібер) и др. Н. Оралбаева также делит глаголы с полным лексическим значением на две группы: имеющие омонимы и неимеющие омонимы (еді, екен, емес, де, жазда). М. Достанов, анализируя мнение специалистов казахского языка, классифицирует глаголы по выражению значения на основные и производные. В свою очередь основной глагол с дополнительным значением делится на переходный достаточно-значимый вспомогательный глагол (бол, бер, отыр и др.) и на недостаточно-незначимый устойчивый вспомогательный глагол (е,де, ет и др.).

Как следует из высказываний вышеуказанных авторов вспомогательные глаголы еді, екен, емес, ет, де в связи с неполнотой значения объединены в одну группу. В изолированной форме они не имеют лексического значения, в чем выражается их схожесть. Вместе с тем нельзя упускать из виду, что глаголы ет, де – глаголы с неполным недостаточным (неполным) значением. По функциям и формам они отличаются от вспомогательных глаголов екен, емес. Глаголы ет, де, преобразуясь во все глагольные формы причастия (де, деген, дейтін, дер, демекші), деепричастия (деп, дей, дегелі), времени (деді, депті, деген-ді), наклонения (десе, дейік); причастия ет (еткен, ететін, етпекші, етер), деепричастия (етіп, еткелі), времени (етті, еткен-ді, наклонения (етсек, етейік) приобретает значение способа действия. По языковым нормам аффиксы, вспомогательные морфемы присоединяются к концу слова. Принятие показателей грамматических категорий глагола у этих слов безосновательно, отсюда следует вывод, что они требуют иной, чем неполные вспомогательные глаголы, характеристики, анализа. Например, А.Н. Баскаков, рассматривая «недостаточный» глагол е «быть», «существовать» в ногайском языке обособленно от де «говорить», йе – (//же, дже) «есть», «кушать», «жрать» признавал, что эти глаголы отличаются друг от друга.

Следует отметить, что в целом в тюркскских языках не проводились специальные научные исследования достаточных и недостаточных вспомогательных глаголов. Но это не означает отсутствия каких-либо сведений о них. В трудах по языкознанию содержатся ценные сведения о вспомогательных глаголах. Н. Ильминский впервые подразделяет вспомогательные глаголы на «правильный глагол» и «неправильный глагол» и приводит их отличительные свойства.

Несмотря на то, что термин вспомогательный глагол был сформулирован в «Грамматике алтайского языка», ученые пользуются и «удобными» для них другими терминами, рассматривая их в составе различных категорий.

С нашей точки зрения, их отличия от других форм и категорий, в том числе и достаточных вспомогательных глаголов, заключаются в первую очередь в особенностях выполняемой ими функции и способов употребления.

Литература

1. Қазіргі қазақ тілі. Алматы, 1952.

2. Жубанов К. Заметки о вспомогательных и сложных глаголах. Алматы, 1936.


ОПУБЛИКОВАНО

Масалиева Жанар Амалбаевна Особенности вспомогательного глагола е. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 18