Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНВЕРГЕНЦИИ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ЧЕЛОВЕКА

ФГБОУ ВПО Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса


ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНВЕРГЕНЦИИ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ЧЕЛОВЕКА

Бурякова О.С., Некрасов Е.Е., Кун-си-цин В.А.

ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», Шахты, Россия

Финансирование.

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».

Funding. The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project 14.B37.21.0980.

Начало XX века ознаменовалось новой формой интеграции – конвергентностью, которая приобрела настолько всеобъемлющий статус и распространение, что ее можно назвать феноменом конвергентности. Хотя конвергентность стала широко известной благодаря так называемой NBIC-конвергенции – конвергенции нанотехнологий, биотехнологий, информационных и когнитивных технологий, она возникает спонтанно во всех сферах науки, технологий, социума. Конвергенция вызвала широчайший резонанс в научных кругах и в обществе, стала доминантой развития науки, технологии и самого социума, приобрела главенствующую роль в процессах взаимодействия науки, технологии, человека и всего общества. При этом возникает необходимость выявления понятия конвергентности и феномена конвергентности в связи с тем, что хотя он и существует в интенциях и работах современных ученых, но не выявлен экстенционально и не определен концептуально.

Возникшая в США NBIC – инициатива, под которой понимается конвергенция био-, нано-, инфо- и когнотехнологий, выделяет два целевых центра проблем . Один центр проблем обращает внимание на синергетическое объединение вышеназванных областей и разработок на базе наномасштаба, что обещает технологические инновации и глобальную трансформацию развития всей человеческой цивилизации. Второй центр акцентирует внимание на проблеме природы человека в аспекте усовершенствования, улучшения, расширения человека. NBIC-модель конвергирующих технологий положила начало изучению процессов конвергентности во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в технонауке [1].

В связи с этим, возникает проблема философского осмысления феномена конвергентности, выявления предпосылок и причин его генезиса в современной науке и философии. Данная проблема нуждается в радикальном переосмыслении, «перезагрузке» в новом парадигмальном дискурсе, порождаемом концептами синергетики, сложностности, сети и коммуникации. Существенная нехватка обстоятельного философского анализа в сфере изучения конвергенции науки, технологий и общества и её последствий для человека и общества обусловила выбор цели и задач исследования.

Социолог М. Кастельс одним из первых в ХХ-м веке обратил внимание на явление растущей конвергенции [2]. Начиная с 2001-го года начало стремительно формироваться новое, «посткастельсовское» прочтение понятия конвергирующих технологий. Модель конвергирующих технологий всколыхнула новую волну энтузиазма среди адептов трансгуманистического движения (Ник Бостром, Рей Курцвейль, Вернон Уиндж), увидевших в ней реальный практический инструмент создания следующего поколения постчеловеческих существ, трансформации всего того, что Ханна Арендт назвала «человеческой обусловленностью».

Актуализация проблемы рассмотрения конвергенции науки, технологии и общества непосредственно обусловлена научно-технологическими изменениями и социальными факторами нашего времени. Среди них следует указать на глобализацию и информатизацию жизни общества, и как следствие, начавшиеся в конце прошлого века и продолжающиеся по сей день интенсивные изменения во всех сферах жизнедеятельности, поистине обладающими радикальным характером. Тему исследования также актуализирует и тот факт, что научно-технологические изменения и перемены, доминантой которых явились процессы конвергенции, стали необходимым условием развития общества не только благодаря законам развития общества, но и в силу универсальности механизма конвергенции, который сохраняет и транслирует человеческий опыт, новые общественные практики, в том числе и конвергентные.

Литература

1. Аршинов В.И. Сетевой путь современной нано-техно-научной практики. http://inrusgroup.ru/index.php?id=162.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: Изд-во ГУ – ВШЭ, 2000. – 608 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Бурякова Ольга Сергевна, Некрасов Евгений Евгеньевич, Кун-си-цин Вячеслав Альбертович ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНВЕРГЕНЦИИ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ЧЕЛОВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 5