Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
КОНВЕРГЕНТНОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

ФГБОУ ВПО Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса


КОНВЕРГЕНТНОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Иванова Е.В., Федотова А.С., Шаховская А.А.

ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса», Шахты, Россия (346500, Ростовская область, г. Шахты, ул. Шевченко, 147), e-mail: mail@sssu.ru

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение 14.B37.21.0980 «Феномен конвергентности науки, технологий и человека: философско-методологические основания анализа и концептуализация».

Funding The study was supported by The Ministry of education and science of Russia, project 14.B37.21.0980.

Одним из актуальных вопросов современности является поиск путей развития цивилизации, общества, человека. Современная эпоха показала, что научный разум в качестве нового образца научности выдвигает комплексные междисциплинарные исследования, а в качестве идеала научности высокую социально-практическую ориентированность. Анализируя изменения научного знания, исследователи говорят о формировании коммуникативной науки, холистической парадигмы. Исследуя логику исторического развития каждого типа цивилизации, наука выделяет основные социокультурные регулятивные механизмы или конфигураторы: кумуляция, дивергенция, адаптация, синтез, селекция и конвергенция. Каждому этапу развития цивилизации, культуры, социума присущ свой регулятивный механизм.

Развитие общества на всех его этапах, в том числе и динамика научно-технологического развития современного общества, сопровождалось двумя противоположными процессами - конвергенцией и дивергенцией.

Современный этап мировой истории характеризуется интенсивным развитием общества, что, безусловно, определяет актуальность проблемы конвергенции. Если ранее процесс конвергенции характеризовался стабильностью и устойчивостью и реализовался традиционными объединительными стратегиями, апробированными несколькими поколениями, то современные общественные процессы глобализации, технизации и информатизации требуют от человека и от институтов общества качественно новых стратегий и тактик слияния, учитывающих всю разноплановость, сложность и многомерность современных изменений, неведомых ранее человечеству.

С конца XX века конвергенция стала доминирующим фактором динамики общества и всех его подсистем, которая сближает отдельные развития подсистем, элементов и институтов социума, способствуя формированию единой целостносной системы науки, технологий и социума.

Таким образом, актуализация проблемы рассмотрения конвергенции науки, технологии и общества непосредственно обусловлена научно-технологическими изменениями и социальными факторами нашего времени. Среди них следует указать на глобализацию и информатизацию жизни общества, и как следствие, начавшиеся в конце прошлого века и продолжающиеся по сей день интенсивными изменениями во всех сферах жизнедеятельности, поистине обладающими радикальным характером.

Тему исследования также актуализирует и тот факт, что научно-технологические изменения и перемены, доминантой которых явились процессы конвергенции, стали необходимым условием развития общества не только благодаря законам развития общества, но и в силу универсальности механизма конвергенции, который сохраняет и транслирует человеческий опыт, новые общественные практики, в том числе и конвергентные.

В этой связи, особую актуальность приобретает проблема создания механизмов технологий и науки, а также механизмов внешней конвергенции общества с наукой и технологией, бизнесом и производством, которые будут в полной мере соответствовать сложившимся в современном мире условиям.

Гносеологические факторы, обусловливающие актуальность данной темы, прежде всего, связаны со слабой теоретической разработанностью представленной проблемы, малоизученностью опыта и текущей практики конвергентных процессов в условиях трансформации современной науки, технологий и общества, а также со слабой методологической проработкой когнитивных инструментов и средств познания исторических процессов совместного развития науки, технологий и общества.

Таким образом, вышеприведенные гносеологические и социальные факторы позволяют говорить о том, что конвергентная проблематика входит в число наиболее актуальных тем и задач современной науки и философии. Следовательно, возникает необходимость в комплексном и целостном философском анализе явлений и механизмов конвергенции как фактора развития современного научно-технологического и социального развития.


ОПУБЛИКОВАНО

Иванова Елена Владимировна, Федотова Анна Сергеевна, Шаховская Александра Александровна КОНВЕРГЕНТНОСТЬ КАК РЕГУЛЯТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 4