Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
К вопросу о профессиональной компетентности педагога

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова


Стержневой основой построения педагогически эффективной системы считается набор личностных характеристик школьника, на формирование которого должны быть направлены усилия всех действующих субъектов этого процесса и все используемые ими средства. Поэтому, важно оценить уровень владения учителем теми педагогическими умениями, сформированность которых является необходимым условием эффективности формирования этих подструктур личности школьника, а также уровень значимости каждого умения для успешного преподавания предмета и уровень затруднений учителя в их применении [1]. На основе анализа научно-методической литературы и практики [2], а также собственного опыта педагогической деятельности была построена логика исследования, состоящая из двух этапов.

На первом этапе педагогам из школ Ассоциации «Северо-Восточный университетский образовательный округ» были даны расширенные перечни интеллектуально-логических и речевых умений, личностных качеств учащихся 7-9 класса. Исследование показало, что учителя довольно высоко оценивают почти всю совокупность предложенных им на выбор качеств, необходимость их наличия в структуре гармонически развитой личности школьника. Оценивая же возможности своего предмета в их формировании, они значительно этот набор ограничивают. Оказалось, что одни качества могут успешно формироваться на материале практически всех учебных предметов, предоставляющих для этого самые широкие возможности, другие почти выпадают из поля зрения всего коллектива учителей, заранее закладывая основы деформированной, ущербной по отдельным параметрам личности. Всего было перечислено 46 умений. Самооценка учителем уровня значимости ряда педагогических умений для успешности преподавания предмета и решения воспитательных задач, показала следующие результаты:

1. Уровень дефицита сформированности соответствующих умений.

2. В качестве наиболее трудных для учителя умений перечислены именно те факторы отрицательного влияния на эффективность обучения, которые косвенно влияют на развитие школьника.

3. Длительность эффективной работы школьника в условиях однообразной деятельности невелика. Дальше наступает утомление, резко снижающее продуктивность работы школьника.

Далее анкетирование учителей, организации ими самооценочной работы выявили их отношение к различным педагогическим умениям. Полученные результаты показали, что самооценка учителя не соответствует оценкам его умений, предъявляемых администрацией школы.

Выявив, таким образом, характер затруднений учителя в организации учебного процесса, понижающих его эффективность, мы разработали систему устранения затруднений, включающую программу семинара, тренировочные задания, деловые игры, циклы открытых уроков, занятия по педагогическому конструированию, обмен опытом, организацию обсуждений.

На втором этапе исследования проводилась проверка эффективности предложенной системы коррекции педагогической системы. Повторное изучение состояния преподавания по окончании проделанной работы показало:

1. Устранение комплекса ошибок, отнесенных нами к тактическим, может осуществляться без больших трудозатрат, за относительно небольшое время и сравнительно простыми способами. Эту задачу успешно решает комплекс действий, состоящих из четырех элементов: анализ допускаемых ошибок и их возможных последствий; информация о правильных способах действий и демонстрация образцов; простейшие тренировочные упражнения в действиях.

2. Устранение ошибок, условно отнесенных нами к стратегическим, требует длительного времени и расширения перечня возможных способов их устранения. Корректирующая система должна включать значительное количество вариативных практических работ по педагогическому конструированию уроков с предварительно заданными целевыми установками или требованиями, разработку и использование моделей-конструкций уроков разных типов.

В заключение отметим, что учитель должен осознать необходимость и важность работы с одарёнными детьми. В настоящее время становится востребованным педагог, который не просто осваивает новое содержание и технологию обучения, но способен к построению личностно развивающего и культуросообразного взаимодействия со своими учениками.

Список литературы

1. Браже Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя. – СПб., 1992. – 86 с.

2. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1992. – 365 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Голиков А.И. К вопросу о профессиональной компетентности педагога. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 57