Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза

Курганский государственный университет


Проблемы осуществления валютного контроля

в связи с формированием Таможенного союза

Россия, Казахстан и Белоруссия с 01.01.2010 создали единую таможенную территорию Таможенного союза.

С 01.07.2011г. отменено таможенное оформление товаров, происходящих с территории государств – участников Таможенного союза и выпущенных для свободного обращения на единой таможенной территории стран – участников Таможенного союза.

При осуществлении взаимной торговли и перемещении товаров между Российской Федерацией, Республикой Беларусь или Республикой Казахстан резидентом заполняется Статистическая форма учета перемещения товаров, которая подается им в таможенные органы не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произведена отгрузка (получение) товаров.

Однако, в соответствии с Правилами ведения статистики взаимной торговли, заполненная Статистическая форма не является сопроводительным документом при перевозке товаров на всем пути их следования по территории Российской Федерации. Передача заявителем заполненной Статистической формы перевозчику не требуется. С позиции практики становится невозможно осуществлять контроль за наличием Статистической формы на перевозимый товар.

Возникает вопрос о возможности использования данной формы в качестве подтверждающего документа при осуществлении контроля за валютными операциями резидентов.

Так, согласно Положению Банка России от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», резидент представляет в банк документы в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых после окончания месяца, в котором были оформлены документы, подтверждающие ввоз или вывоз товаров без подачи таможенной декларации.

В Положении Банка России не определен конкретный перечень таких документов.

В связи с этим, Статистическая форма может использоваться резидентом в качестве одного из документов, подтверждающих перемещение товаров по территориям стран – членов Таможенного союза только при условии включения данной Статистической формы в Положение Банка России.

Существует и другая проблема: Статистическая форма, заполняемая резидентом при перемещении товаров в рамках Таможенного союза, содержит сведения о резиденте, номере и дате договора, стоимости товара. Однако, в ней отсутствуют сведения о Паспорте сделке, что значительно затрудняет процесс осуществления валютного контроля.

Для исключения «серых схем», используемых недобросовестными резидентами при осуществлении взаимной торговли в рамках Таможенного союза, а также их ухода от валютного контроля, необходимо включение в Статистическую форму графы «Номер Паспорта сделки», а также обязательное представление данной формы в уполномоченные банки для ведения досье по Паспорту сделки и в налоговые органы для возмещения НДС.

В настоящее время остро ощущается отсутствие автоматизированного информационного взаимодействия органов и агентов валютного контроля, основанного на использовании современных телекоммуникационных технологий, позволяющих владеть информацией об участниках взаимной торговли, о фактах перемещения товаров и осуществления валютных операций, проводимых резидентами с нерезидентам во взаимной торговле.

Существующие проблемы могут привести к теневому бизнесу, утечке капитала за рубеж и позволить недобросовестным резидентам уклониться от валютного контроля, осуществляя торговлю с нерезидентами государств – членов Таможенного союза без оформления Паспорта сделки с применением наличных расчетов, а также без государственной регистрации.

Для повышения эффективности валютного контроля в рамках Таможенного союза необходимо совершенствование законодательной базы, внедрение интегрированных информационных систем внешней и взаимной торговли, позволяющих создать единый комплекс программных средств, используемых органами и агентами валютного контроля. Все это позволит создать условия по выработке новых подходов в модернизации системы валютного контроля в РФ.


ОПУБЛИКОВАНО

Кузовенко Тамара Леонтьевна Проблемы осуществления валютного контроля в связи с формированием Таможенного союза. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 17