Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА «АБАЕВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт г. Шымкент


В практику вузовской подготовки студентов сравнительно недавно введен элективный курс «Абаеведение». В настоящее время идет активный поиск путей его освоения на основе интерактивных методов. Предлагаемая статья представляет собой описание специфики работы по углублению и систематизации сведений о творчестве Абая, полученных в школе, по введению нового материала, характеризующего неповторимую поэтику его произведений, удивительный творческий мира выдающегося мыслителя.

При организации всех форм занятий, планируемых в учебно-методическом обеспечении данной дисциплины, большую роль играет опора на принципы преемственности и перспективности. Такой подход обусловлен тем фактом, что студенты уже знакомы с творчеством Абая: предусмотрено изучение его произведений в начальной, основной и средней школах. Но в студенческий период целенаправленное и глубокое знакомство с казахским классиком организуется на основе общедидактического принципа – учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых.

Если в школьной практике основное внимание уделялось воспитанию читательской культуры, формированию умения осмысленного выразительного чтения и анализу художественного произведения, то вузовское изучение творчества Абая предполагает неукоснительное следование концентрическому и хронологическому принципам. Обращается внимание на целенаправленное использование понятий по теории литературы и на рассмотрение художественных произведений философа и поэта в их идейно-эстетической целостности.

Еще одна особенность работы преподавателя на занятиях по дисциплине «Абаеведение» связана с задачами специализации. Так, в педагогическом вузе освоение данного предмета имеет ярко выраженную профессиональную значимость: в условиях казахстанской современной школы молодые учителя организуют диалог с выдающимся просветителем путем использования тех методических приемов, которые они наблюдали в вузовской аудитории. Студенты должны осознать, что раскрыть тайну любого творчества, а тем более творчества Абая, вряд ли возможно. Но задуматься над ним юный читатель должен, и задача учителя – приблизить школьников к пониманию абаевской поэтики, создать условия для освоения философско-филологических творений в аспекте личностного восприятия.

Как известно, в вузе основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов. Указанные компоненты чрезвычайно важны для становления будущих учителей. Большое значение при этом имеют разработанные преподавателем разноплановые задания, в том числе – задания, ориентированные на развитие познавательной и эмоциональной сферы, полноценное восприятие литературного текста, на включение студентов в активную речевую деятельность.

Большое значение имеет также работа, направленная на освоение биографических сведений об Абае, на усложнение материала по теории литературы, на овладение понятием жанра, понимание особенностей композиции произведений Абая. На занятиях элективного курса следует преодолеть студенческую «иллюзию осведомленности», научить их сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, новых методик, включая деловые игры, работу над сценарием, создание мизансцен, организацию конкурсов, проведение занятий в форме научных семинаров, форумов, заседаний круглого стола.

Литература

1. Коротко о великом: Абай. – yvision.kz/post/197663

2. Кривощапова Т. Слово Абая//Казахстанская правда № 38-39 (27310-27311). – 12.08.2011.

3. Жармагамбетов Н. Пророк / Люди дела. – Сентябрь 2007, № 4(25


ОПУБЛИКОВАНО

А.П.Мынбаева ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ КУРСА «АБАЕВЕДЕНИЕ» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ . // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 16