Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ

Южно-Казахстанский государственный педагогический институт


Приоритетным средством нравственно-эстетического воспитания в современной образовательной системе является продуманный и систематизированный процесс освоения школьниками произведений изобразительного искусства, являющихся достоянием отечественной культуры. Формирование знаний и навыков учащихся средствами живописи осуществляется в процессе четырех основных видов уроков изобразительного искусства: уроках-беседах, уроках рисования с натуры, уроках декоративного и тематического рисования.

Для эффективного освоения учащимися художественной национальной культуры представляется целесообразным проведение уроков по ознакомлению учащихся с основными видами изобразительного искусства на примере творчества профессиональных художников Казахстана. На уроках-беседах рекомендуется систематизированное использование наглядных примеров творчества известных казахстанских художников.

Так, уроки рисования с натуры по теме «Натюрморт» рекомендуется предварять уроками-беседами, на которых учащиеся познакомятся с рядом репродукций, тематически связанных с программной темой. Эффективным приемом будет, например, знакомство с картиной известного казахстанского художника Т.Тогусбаева «Натюрморт с арбузами». Это произведение привлекает внимание соблюдением гармоничного соотношения величин предметов, передачей глубины пространства, достоверной формой, цветом и фактурой предметов: искрящаяся шелковистыми переливами желто-зеленая ткань, спелая сочность августовских плодов придают натюрморту ощущение устойчивости, равновесия и покоя. Фрукты, разбросанные на переднем плане, являются воплощением художественного образа уравновешенного изобилия, достатка и красоты, вдохновившего автора на создание прекрасного живописного полотна.

Перед проведением уроков рисования с натуры по теме «Пейзаж» полезным для учащихся приемом работы будет знакомство с репродукциями картин А.Кастеева («В предгорьях Алатау»), С.Мамбеева («Весна»), М.Кенбаева (Ловля лошадей»), Ж.Шарденова («Березы зимой»), И. Квачко («Степь»). Перечисленные выше работы свидетельствуют о большом мастерстве художников, откровенно любующихся красотой древних аулов, родных пейзажей, своеобразием природы своего края. Использование потенциала перечисленных произведений в качестве дидактического средства будет способствовать реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач уроков изобразительного искусства.

В процессе творческого анализа художественных произведений на уроках-беседах школьники приобщаются к изобразительному наследию мастеров современности, учатся эмоциональному восприятию и познают воспитательную значимость художественных произведений [1].

Изучение высокопрофессиональных отечественных произведений способствует формированию у школьников нравственно-эстетических качеств – чувства гордости и собственного достоинства, навеянного картинами родных пейзажей и героических образов предков. Учащиеся познают важнейшие нравственно-эстетические принципы творчества: независимость суждений, умение выразить собственную идейную, гражданскую позицию. Произведения основоположников казахстанского изобразительного искусства знакомят учащихся с условиями, при которых художественно-эстетическое творчество становится классическим: достоверность отображения действительности, умение подметить наиболее выразительное в окружающем мире, художественно обобщить разрозненные впечатления [2].

Литература

1. Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. – М., 1988. – 239 с.

2. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами

искусства и действительности. – М., 1986. – 126 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Сманов И.С. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 23