Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Проектная деятельность на занятиях иностранного языка

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Казахстан, Шымкент


Происходящие изменения в казахстанском обществе привели к глобальному изменению и реформированию всей системы образования. Новые тенденции развития образования показали необходимость разработки новых механизмов модернизации качества обучения. В этих условиях назрела необходимость методической переориентации в том числе в преподавании иностранных языков. Формирование лингвокультурологической компетенции-это «осуществление воспитания (образования) студентов в культуросообразной среде, т.е. когда они знакомятся с культурой и ценностями других стран, когда происходит диалог культур, побуждает к сравнениям, сопоставлениям, способствующий развитию мышления и ценностных ориентаций средствами иностранного языка в рамках международного взаимодействия и сотрудничества (В.В. Сафронова).

В свете этих требований одним из органических средств овладения студентами языковой компетентностью является использование на занятиях проектного метода.

Проведенный анализ теоретических и практических исследований показал, что метод проектов приносит в учебный процесс разнообразие, способствует активизации интеллекта учащихся, формирует творческие и умственные способности, развивает целостное мировоззрение обучаемых. Метод проектов можно реализовать с помощью новых информационных технологий, использования мультимедийного оборудования, материалов Интернет-конференций, мультимедиа-занятий.

Проектный метод служит одним из средств контроля уровня сформированности коммуникативной компетенции у учащихся по иностранному языку. Совместная работа над проектом является хорошим стимулом для повышения интереса к иностранному языку. В ходе выполнения проекта раскрываются значения полученных знаний и их практическое применение в жизни.

Студентам предоставляется возможность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных областей. Это методика дает каждому учащемуся более наглядное представление об изучаемом предмете, помогает вовлечь в учебный процесс всех учащихся, которые раньше не интересовались этим предметом или не успевали по нему. Поскольку метод проекта предполагает не только нацеленность деятельности обучаемых на создание некоего продукта, но и включает защиту проекта, то необходимо формировать умение публично представлять свою групповую работу. Проекты, предназначенные для обучения иностранному языку, обладают как общими для всех проектов чертами, так и отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

-использование иностранного языка в реальном общении; - тренинговая работа учащихся; речевая, лингвистическая, социокультурная компетенция - презентация языкового материала

Метод проектов позволяет пройти студенту весь путь решения творческой задачи-от момента зарождения творческого замысла до его воплощения в конечном продукте (реферат, обзор, и т.д.) Студенты готовятся самостоятельно, преподаватель выступает в роли консультанта. Педагог ставит перед обучающимися цели, постепенно усложняя их и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли обучающихся по пути познания на соответствующих этапах: планирование, организация, регулирование, контроль, оценка и анализ результатов. Задачей преподавателя в создании проекта заключается: 1) во включении личного опыта в содержание учебного занятия 2) в создании условий для развития у каждого обучающегося умений и навыков работы в группе 3) в подборе языкового материала с учетом индивидуальных способностей, уровня усвоения знаний 4) самостоятельное решение конкретных задач

В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать с учетом интересов студентов по многим темам («Шелковый путь», «Экология Арала» «Выбор профессии») и т.д. В качестве форм работы студенты используют лекции, обсуждение в группах, «мозговые штурмы, коллективные задания. Студентам предлагается применить имеющиеся знания по иностранному языку, а также из географии, истории, биологии, изучить лексику. К защите студенты готовят рисунки, фотографии, фильмы, слайды..

Преподаватели приобретут также многое, поскольку, используя новейшие методы, получат возможность формировать нестандартные уроки, разнообразить изучаемый материал, приводить реальные примеры.

Литература

1.Полат Е.С. Методы проектов на уроке иностранного языка в школе, 2000 №2,3

2.Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. Информационные технологии в образовании.


ОПУБЛИКОВАНО

Ст. преп. Алимжанова Ф.Б. ст. преп. Абишева А.М. Проектная деятельность на занятиях иностранного языка. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 33