Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Языковая личность учителя: автопортрет

Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, Шымкент, Казахстан


Языковая личность, как определяет ее В.В. Карасик, – это «человек, существующий в языковом пространстве – в общении, в стереотипах поведения, зафиксированных в языке, в значениях языковых единиц и смыслах текстов» [1, с. 8]. Обращение к исследованию языковой личности современного учителя связано с тем, что эта профессия относится к коммуникативным, и речевое общение учителя составляет значительную часть его профессиональной деятельности. Основными элементами профессионализма учителя считается его умение построить профессиональное общение так, чтобы речь была действенной, а взаимодействие с учащимися – эффективным. Одним из жанров, который позволяет выявить особенности языковой личности, является эссе, свободная форма которого позволяет личности раскрыть себя.

Обработка эссе, написанных учителями, т.е. профессионалами, позволила разделить их на 6 групп: 1) ответы, в которых учителя отмечают необходимость для учителя уметь устанавливать отношения с коллегами, учащимися и их родителями (коммуникативная составляющая речевого портрета); 2) ответы, характеризующие общение учителя и учащихся как сложный процесс, в котором ведущая роль принадлежит учителю; 3) ответы, раскрывающие профессиональные качества учителя (справедливость, открытость, искренность, терпимость, требовательность, тактичность, аккуратность, исполнительность и т.п.); 4) сосредоточенность учителя на своем предмете; 5) ответы, демонстрирующие нацеленность на результат; 6) ответы, в которых подчеркивается ведущая роль учителя в процессе обучения (самооценка).

Сравнение эссе с данными опроса, участниками которого стали непрофессионалы, позволило отметить значительное несовпадение представлений о профессиональном общении в языковом сознании учителей и других людей. Многие ответы профессионалов имплицитно содержат представление об учителе как ведущей фигуре в процессе профессионального общения; незримо отвергается осознание профессионального общения как процесса взаимного, включающего в качестве равноправных субъектов общения учителя и ученика; как следствие, свое профессиональной общение учителя чаще воспринимают как однонаправленный процесс. Анализ результатов опроса среди непрофессионалов показывает, что именно речевое поведение, владение языком нередко определяет отношение учеников к учителю как при первом знакомстве с ним, так и в процессе длительного общения, делает учителя или объектом безусловного уважения, или иронии и даже насмешки.

Письменный опрос учащихся показал, что они 1) большое значение придают профессиональным качествам учителя – знанию учителем своего предмета и знанию в широком смысле (образованности, строгости, организаторским способностям и др.); 2) воспринимают хорошего учителя как друга; 3), признают трудность профессии учителя и благодарят их; 4) считают, что учитель одновременно может обладать как положительными качествами (образованность, доброта, спокойствие, вежливость, строгость, понимание), так и отрицательными (отсутствие объективности в оценке знаний); 5) воспринимают учителей как самых близких людей, подчеркивая как важные для учителя качества любовь к детям, справедливость, умение общаться; 6) отмечают высокий профессионализм учителя.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя первостепенную значимость приобретают качества его языковой личности.

Литература

1. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. – Волгоград: Перемена, 2002. – С. 8.


ОПУБЛИКОВАНО

Л.К. Яковенко, Ж.С.Аульбекова Языковая личность учителя: автопортрет. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 13