Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
УЧЕТ И АНАЛИЗ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ

Курганский государственный университет


Эффективность управления транспортными предприятиями в первую очередь зависит от качества управления затратами на осуществление своей деятельности, при этом одна из наиболее существенных проблем отечественного учета – распределение косвенных расходов между изделиями и/или услугами, имеющее важное значение для точного исчисления себестоимости, ценообразования, а также экономического анализа данных показателей.

К косвенным расходам в транспортной компании могут быть отнесены: заработная плата (сдельная), отчисления от заработной платы, амортизация, аренда помещений, финансовая аренда, ОСАГО и др. В первую очередь необходимо оценить долю косвенных расходов в себестоимости маршрутов автотранспортных средств. Если доля всех косвенных расходов в общей сумме затрат, связанных с управлением и обслуживанием услуг по перевозке незначительна (например, менее 10—15%), то нецелесообразно использовать трудоемкие методы учета и распределения косвенных расходов.

При выборе метода распределения косвенных расходов должна быть четко определена цель этой процедуры: повышение рентабельности некоторых видов перевозок с целью стимулирования отдельных видов деятельности предприятия и людей, занятых на таком производстве. А также недопущение потери предприятием конкурентоспособности, в случае принятия решения избавления от нерентабельных маршрутов.

Для целей распределения косвенных расходов необходимо выбрать метод калькулирования, а для расчета коэффициентов парной корреляции - несколько возможных баз распределения (это могут быть: материальные затраты, основные затраты, заработная плата, пробег автотранспорта и др.). Исходя из данных составленной на основе выбранных видов косвенных расходов и возможных баз распределения матрицы парной корреляции для перераспределения косвенных расходов выбираются статьи с наиболее сильными связями. Для оценки влияния такого изменения на себестоимость маршрутов и их рентабельность косвенные расход перераспределяются в соответствии с новой базой.

Второй способ: предлагается выбрать маршруты с отрицательной рентабельностью, рассчитать структуру каждой из предложенных баз распределения и выбрать ту, в которой на выбранные рейсы приходятся наименьшие доли расходов – такой подход позволит максимально снизить расходы именно на необходимые маршруты.

Еще одним методом распределения затрат может быть построение оптимизационной модели распределения косвенных затрат и ее решение посредством надстройки Excel «Поиск решения». Для построения оптимизационной модели необходимо выполнить следующие действия: 1) задать переменные (суммы косвенных расходов для каждого маршрута); 2) составить целевую функцию (общая себестоимость маршрутов); 3) выставить ограничения (неотрицательные суммы расходов, положительная рентабельность и заранее заданная общая сумма косвенных расходов).

«Поиском решения» предусмотрено 3 варианта решения: метод ОПГ, симплекс-метод, эволюционный способ поиска решения. Метод ОПГ не подходит для решения нашей задачи, т.к. целевая функция линейна. При решении задачи симплекс-методом все косвенные расходы относятся программой на первые виды маршрутов до тех пор, пока выполняются ограничения, именно поэтому рентабельность одного из рейсов оказалась равной нулю. Следовательно подобный метод решения можно использовать только если заранее задавать программе ожидаемый уровень рентабельности для каждого маршрута.

Эволюционный поиск решения приведет к результату, при котором рентабельность всех маршрутов на предприятии станет неотрицательной и все косвенные расходы не будут отнесены на единственный вид продукции. Таким образом, подобное решение задачи для достижения поставленной цели является наиболее подходящим и целесообразным.


ОПУБЛИКОВАНО

Студентова Е. А. УЧЕТ И АНАЛИЗ КОСВЕННЫХ РАСХОДОВ ТРАНСПОРТНЫХ КОМПАНИЙ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 28