Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ЭСКАПИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ФГБОУ ВПО «ДГТУ» в г. Шахты Ростовской области,Северо-Кавказский научный центр высшей школы ФГОУ ВПО «ЮФУ»


В современном мире особое значение приобретает сетевая коммуникация. А вместе с ней возникает и иная реальность, которую мы называем виртуальной. Существует понимание различных видов виртуальной реальности в зависимости от источника, её порождающего. Это виртуальность, порождаемая компьютерной техникой; созданные психотропными веществами, а также рожденная человеческим мозгом. К последнему виду относится творчество, воображение и т.п.

Как осознает себя себя человек в виртуальной реальности? Какие изменения происходят с его идентичностью?

Ответы на эти вопросы ищут разные науки: философия, антропология психология и др. Все они отмечают, что меняется индивидуальная идентичность, отношение человека к самому себе. Человек погружается в губины своего сознания. Это может дать потенциал активности, созидания, творчества, креативности. А может привести к пассивному уходу от реальности, убеганию от неё в виртуальный мир. Такой феномен получил название эскапизма. Если под виртуальным понимать вторичный мир, созданный человеческой фантазией, то эскапизмом можно считать многое: творчество, чтение книг, просмотр телевидения, компьютерные игры, общение в Интернетеи т.п.

Эскапизм (от англ. Escape – выход, уход, исход) как бегство от реальности мира известен не только современности, но и древности. Эскапистами были греческий философ Диоген, живущий бочке, Гераклит, уединившийся в горах, монахи Средневековья, декаденты XIX века, хиппи XX века. Общее для них – уход от реалий мира. Символом эскапизма можно считать библейский символ «башни из слоновой кости», экзистенциальный образ котой уход в нереальность, мир фантазий и творчества. Отношение общества к эскапизму всегда было разным: «идиотизм» в Античности, почитаемость монашества в Средние века, привилегированность «богемы» декаденства XIX века. В настоящее время мнении об эскапизме в силу того. что феномен эскапизма имеет несколько видов:

– физический эскапизм – убегание человека из мегаполиса в глушь от шума и суеты городов в тишину и покой природы;

– виртуальный эскапизм – уход из реальности в виртуальный мир – Интернета сетевых сообществ, компьютерных игр, позволяющий «убегать» от реального мира в мир фантазий и иллюзий;

– рабочий эскапизм – уход в работу с целью построения карьеры, зарабатывания денег как бегство от проблем реальной жизни;

– творческий эскапизм, позволяющий человеку создавать свой собственный мир и жить в нем. Это мир, созданный творцами древних мифов, современных фантастических миров, населенный фантастическими созданиями и героями;

– психотропный или наркотический эскапизм как алкоголизм или наркомания, который перемещает человека в мир галлюцинаций и привносящий иллюзию счастья и удовольствия;

– религиозный эскапизм, который позволяет человеку чувствовать связь с иным миром, отличным от мира повседневного и позволяющий претерпевать бедствия реального мира в общении с Богом в надежде на вечную жизнь.

Во всех случаях эскапистская деятельность и эскапистское сознание формирует новую идентичность, новые Я-образы. Эскапизм дает возможность самореализации тем, кто чувствует ее недостаток в повседневной жизни.


ОПУБЛИКОВАНО

Алиева Н.З., Некрасова Е.Г. ЭСКАПИСТСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ИДЕНТИЧНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 6