Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, г.Шымкент, Республика Казахстан


Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые). Социально-психологические исследования показали, что в группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу.

Термин «лидер» употребляется очень широко. Например, говорят о лидере чемпионата, лидере гонки и т.п. Очевидно, чтобы вести разговор о лидере, нужно отделить бытовое и журналистское понятие от социально-психологического. Лидер (leader) — английское слово, которое переводится как «ведущий, возглавляющий». Однако в социальной психологии оно получило несколько иное содержание. Под лидером понимают члена группы, регулирующего межличностные отношения, которые в группе носят неофициальный или неформальный характер. Под руководителем в отличие от лидера понимают человека, который регулирует официальные межличностные отношения. Часто первого называют неофициальным лидером, а второго — официальным. Между ними не должно проводиться противопоставления, так как руководитель может быть и неофициальным (неформальным) лидером. Но и отождествлять их нельзя, поскольку руководитель, назначенный официально вышестоящими инстанциями, может не признаваться группой или командой, то есть не являться лидером в более узком понимании. Отличаются капитаны команд и по другим личностным характеристикам. У них чаще встречается высокая самооценка и реже - высокая тревожность (нейротизм), что может свидетельствовать об их уверенности в себе. Очевидно, эти данные объясняются тем, что в большом спорте к выбору капитана относятся неформально; на это место выдвигают спортсмена, обладающего качествами, необходимыми для обеспечения успешной деятельности в ситуации острой борьбы. Таким образом, личностные особенности спортсменов играют определенную роль при выдвижении на роль лидера. Важно при этом, чтобы спортсмена на роль капитана выдвигала команда. Признание капитана лидером команды положительно сказывается на эффективности групповой деятельности. Капитан, назначенный тренером, как показывает спортивная практика, чаще приносит вред, чем пользу. Капитан команды-аутсайдера уступает капитану команды-призера по многим позициям: по деловым и личным отношениям, по общению и взаимопониманию в процессе игры, по надежности. Ранее мы отмечали, что ряд лидерских качеств можно развить. Для этого используют соревновательные ситуации, создаваемые искусственно. Однако среди подростков этот метод не дает желаемого результата. Стремление к самосовершенствованию у них является более важным мотивом, чем стремление к победе. Участие в соревнованиях поэтому не только не вызовет у подростка, не обладающего достаточным уровнем мастерства, желания добиться во что бы то ни стало успеха, но может привести к противоположным результатам. Стремление к самоутверждению, желание повысить свой социальный статус зависят, прежде всего, от личных качеств подростка. Таким образом, при формировании команды тренер должен стремиться найти потенциального лидера. Формируя детскую или подростковую команду, тренер может поинтересоваться, кто главный на улице, во дворе, когда играют в футбол или другие игры, кто является «заводилой», сколько товарищей приходят к тому или иному юному спортсмену на день рождения и т.п. Однако лучше всего потенциальный лидер раскрывается в деятельности: он более решителен, инициативен, настойчив, активно взаимодействует с партнерами. Статус лидера команды не пожизненный. Лидерство можно и потерять. Например, в одной команде лидер оказался в «социальной изоляции», когда большинство игроков не отдали ему предпочтения при выборе на игры перед очень важными соревнованиями. Причиной послужило вызывающее поведение этого сильного игрока по отношению к партнерам по команде, выражавшееся в грубых окриках, когда они ошибались, частом игнорировании игроков, отсутствии деловых замечаний и одобрения в их адрес. В результате в команде стали разрушаться наигранные связи, игроки стали терять уверенность в своих действиях.

Литература

1. Джамгаров Т.Т., Румянцева В.И. Лидерство в спорте. – М.: Физкультура, образование и наука, 2003.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2009. – 352 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Испандияров М. – к.п.н., Мустафаев И.Т. – ст.преподаватель, Кумарова А.К. – ст.преподаватель, Койшибаева Н.И. – к.п.н.,доцент, ЮКГУ им.М.Ауэзова, г.Шымкент, Керимбекова Р.А. – ст.преподаватель, Филиал АО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по ЮКО, г.Шымкент, Момбиева Г.А. – ст.преподаватель, КазНПУ им.Абая, г.Алматы, Республика Казахстан ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2013.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 46