Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
РЕСУРСЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ IT-ТЕХНОЛОГИЙ

Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбургский государственный университет


Стремительно развивающиеся мобильные и компьютерные системы коммуникации, самоорганизующиеся веб-сети человеческого общения формируют новые стили мышления и жизни человека, изменяют содержание и смыслы его творчества. Информационное пространство как активно осваиваемая «среда обитания» человека дополняет его бытие, инициирует новые формы проявления самоорганизации человека, создает новые сферы самовыражения и самореализации личности [1].

В условиях глобальной информатизации общества одним из эффективных механизмов организации сетевого взаимодействия субъектов являются информационно-коммуникационные технологии. В процессе анализа их развивающего потенциала нами были выделены информационный, образовательный и организационный ресурсы сетевого взаимодействия субъектов.

Информационный ресурс характеризуются разнообразием содержания, динамичностью, позволяет расширить информативное поле обучающегося, побуждает использовать как основу для творческой деятельности электронные издания, библиотеки, информационно-обучающие сайты, порталы, что создаёт оптимальные условия для развития у субъектов способности к самообучению.

Образовательный ресурс мы принципиально выделяем из информационного. Отличительной особенностью образовательного ресурса является его нацеленность на образование и развитие личности. Это возможности доступа к специализированным образовательным сайтам, обучающим и контролирующим программам; участия и организации электронных, аудио-, видеоконференций, в том числе в режиме реального времени; организации совместных исследовательских работ преподавателей, студентов, научных работников из различных вузов; участия в дистанционных викторинах, олимпиадах, проектах, конкурсах. Отметим также сервисы самостоятельный информационный поиск в Интернет, что является составной частью творческого процесса, активизирующий мыслительную деятельность субъекта.

Организационный ресурс обеспечивает интерактивное взаимодействие субъектов средствами электронной почты, чата, форума, блога и т.д. Важными особенностями такого взаимодействия, по Т.А. Ярковой, являются:

взаимное признание сторонами равноправности и значимости друг друга;

принятие неизбежности взаимного влияния сторон друг на друга, взаимной обусловленности и, как следствие, взаимного изменения;

наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению обсуждаемых проблем;

использование сетевого механизма совместной деятельности и общения в основных формах взаимодействия [3].

Средства сетевого интерактивного взаимодействия открывают широкие перспективы для образования на основе ИКТ благодаря созданию доброжелательной творческой виртуальной атмосферы, представлению субъектами своих образовательных продуктов в дистанционном информационном пространстве среди удаленных друг от друга пользователей; проведению целенаправленных дискуссий в сети; обучению умениям правильно задавать содержательные вопросы по темам, предложенным в комментариях, давать на них краткий и полный ответ [2, с. 7].

Средства сетевого интерактивного взаимодействия позволяют субъектам совместно использовать информацию, сотрудничать в решении общих проблем, публиковать свои идеи или комментарии, участвовать в решении задач и их обсуждении, участвовать в создании общих проектов. Обучающиеся при таком взаимодействии выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее опыта тьютора, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает к самостоятельному поиску.

Организованное таким образом взаимодействие отличает установка на творческий, рефлексивно-преобразующий, интегративный характер результата, обусловленный тем, что современные сетевые ИТ-технологии относятся к системе открытого типа, а значит постоянно взаимодействующим и обменивающимся данными, резервами. Открытость актуализирует задачу подготовки будущего специалиста, способного к ответственному осуществлению творческих преобразований не только на индивидуальном уровне, но и на уровне вуза, города и общества.

Литература:

1 Левченко Д.В. Проблема самореализации личности в информационном пространстве // Сборник конференций НИЦ «Социосфера». 2012. №17. С. 27-30.

2 Тлегенова Т.Е. Дистанционное образование как фактор формирования опыта творческой деятельности студента // Открытое и дистанционное образование. 2012. №1. С. 5-9.

3 Яркова Т.А. Сетевое взаимодействие как фактор личностного становления молодежи. Режим доступа: http://connect-niversum.com/blog/connectuniversum2012_ru/51.html (дата обр.: 20.03.2014).


НЕ ОПЛАЧЕНО