Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Совершенствование ассортиментной политики с использованием инструментов маржинального анализа

Курганский государственный университет


Проведенный нами анализ показал, что в ассортименте производственного предприятия ООО «Зауральские напитки» присутствуют убыточные виды продукции. Данные об убыточности видов продукции получены из ведомости расчета фактической себестоимости продукции ООО «Зауральские напитки» за 2012 год.

В случае, если руководство ООО «Зауральские напитки» примет решение отказаться от производства всех убыточных видов продукции, предприятие может потерять свою долю рынка по продаже данных видов продукции, а с ней и свою конкурентоспособность на рынке. К тому же решения принятые на основании анализа прибыльности и рентабельности могут оказаться не самыми оптимальными.

В рамках данной работы проведен анализ ассортимента ООО «Зауральские напитки» на основе маржинального метода учета затрат. Суть данного метода заключается в том, что при определении результатов деятельности по производству определенного вида продукции необходимо учитывать только переменные затраты на его изготовление и релевантные постоянные затраты, а не общую сумму постоянных затрат, относимую на данный вид продукции при расчете полной себестоимости.

Релевантные постоянные затраты – это постоянные затраты, зависящие от принимаемого управленческого решения, или, по-другому, постоянные затраты, которые можно напрямую отнести на виды выпускаемой продукции.

Для продукции ООО «Зауральские напитки» релевантными постоянными затратами будут расходы на тару, транспортировку и доставку продукта покупателям, маркетинговую и рекламную продукцию, которая сопровождает продажу, например, этикетки, сопроводительные буклеты и брошюры. Кроме того к постоянным релевантным затратам можно отнести расходы на рекламу и продвижение конкретного вида продукции.

Выделение данных видов расходов из общей суммы постоянных затрат возможно благодаря обособленному учету на предприятии данных расходов по каждому виду продукции.

Нерелевантные постоянные расходы это: амортизация, вода и канализация, топливо, электроэнергия, цеховые расходы, общезаводские расходы, коммерческие расходы.

Расчет прибыльности продукции при помощи маржинального метода не подтвердил предположение о том, что от производства некоторых видов продукции предприятию ООО «Зауральские напитки» лучше отказаться. Предприятию ООО «Зауральские напитки» целесообразно сохранить производство всех видов продукции, так как доходы от их реализации полностью покрывают переменные затраты на их производство, а также релевантные постоянные затраты, возникающие в процессе их производства и сбыта.

Кроме того все рассмотренные нами виды продукции обеспечивают контрибуцию на покрытие прочих постоянных расходов, причет в случае некоторых видов продукции эта контрибуция значительно велика.

Так производство и реализация пива «Курганское светлое» обеспечивает покрытие прочих постоянных расходов на 4 млн. 993 тыс. руб., пива «Жигулевское» – на 7 млн. 823 тыс. руб.

Производство минеральной воды «Свежесть», представленное бухгалтерией предприятия ООО «Зауральские напитки» как убыточное и нерентабельное, обеспечивает общую контрибуцию на покрытие постоянных затрат в 7 млн. 112 тыс. руб., а производство сладких напитков, на основе минеральной воды «Свежесть» обеспечивает общую контрибуцию в 304 276 руб.

Проведенные расчеты позволяют сделать вывод о том, что определение прибыльности продукции на основе маржинального метода учета затрат позволяет принимать наиболее обоснованные и экономически эффективные управленческие решения.


ОПУБЛИКОВАНО

Володина Е.В., Ермакова П.А. Совершенствование ассортиментной политики с использованием инструментов маржинального анализа. // Современные проблемы науки и образования - 2014.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 12