Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Тезисы: язык и медиа в эру информации

Челябинский государственный университет


Информационная эра началась с обретением человечеством способности выражать свои мысли посредством вербального и невербального общения между людьми. Передача информации в доязыковой период осуществлялась через обмен языковыми и неязыковыми знаками. Структуры человеческого мышления, сознания и познания с течением времени и совершенствованием языка находили своё отражение в языковых формах. Учитывая современный когнитивный подход, можно описать связанные со знаниями и информацией процессы в виде когнитивной базы знаний и умения оперировать ими в зависимости от коммуникативных задач и условий.

1. Структуры представления знаний, категоризация, механизмы долговременной и оперативной памяти, внимания, активации тех или иных когнитивных феноменов допускают вполне определённые корелляции не только с языковыми, но и невербальными средствами общения: язык жестов, звуков, звукоподражательных сочетаний. Например, активация некоторых схем, алгоритмов и паттернов поведения может быть произведена и без языковых средств – при помощи подражания. Таким образом, можно с достаточной степенью уверенности утверждать, что информационная эра наступила ещё на заре возникновения человечества, поскольку обмен информацией существовал и до существования привычных нам форм вербального общения.

2. Эра информации включает множество сменяющихся эпох становления, развития и совершенствования средств накопления, хранения и обмена информацией, с всё возрастающей тенденцией к общению посредством языковых, вербальных систем. Таким образом, констатируется особая форма человеческой потребности в обмене информацией, которая способствует возникновению соответствующей деятельности – коммуникативной. Несмотря на череду сменяющихся носителей и накопителей информации, от надписей на камнях, глиняных табличках до современных флэш-дисков, всё же непременным условием процесса передачи и получения информации или процесса коммуникации является язык.

3. В качестве средства коммуникации язык самодостаточен, однако его использование в процессе коммуникации не исключает и известной степени взаимодействия с другими формами человеческой деятельности. Коммуникативная деятельность осуществляется при обмене информацией не только языковыми средствами, а речевая деятельность

Подразумевает использование исключительно языковых средств. Поэтому в процессе коммуникации речевая деятельность может быть полностью включена в другие виды деятельности и подчинена определённой материально-производственной необходимости (например, технические процессы и технологии) или остаётся сущностью производственной деятельности человека (гуманитарная, духовная сфера, переводческая деятельность, литературное творчество и т.д.). Непременным условием коммуникации является системная организация языковых знаков, когерентность и гибкость языковой структуры.

4. В процессе функционирования языковой системы в медиа преобладают случаи использования языка с неязыковыми средствами. Сюда относится т.н. телевизионная, радийная и певческая речь, сопровождаемая музыкой или телевизионным изображением, а также Интернет-речь, которая также может сопровождаться аудиальными и визуальными эффектами. Ряд лингвистов отмечает (Г.В. Колшанский, И.Н. Горелов и др.), что использование неязыковых средств относится к примитивным биологическим способам общения, свойственным доисторическому человечеству. Учитывая абстрагирующий характер языка, использование невербальных средств общения является факультативным, поскольку вербальное общение потребовало создания более сложных коммуникативных форм. Таким образом, невербальные средства общения в современной коммуникации выглядят неким пережитком древних форм общения.

5. К коммуникации в сфере медиа, большей частью сопровождаемой звуковыми и телевизионными образами, применимо понимание функционирования речи, изложенное в тезисах Пражского лингвистического кружка, обозначенное «ситуативным» или практическим языком, использующим дополнительный внелингвистический контекст. Подобный подход прекрасно учитывает и объясняет коммерческий аспект медиа, имеющий скорее производственную природу, чем творческую.

Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. – М., 1994.


ОПУБЛИКОВАНО

Коновалова М.В. Тезисы: язык и медиа в эру информации. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Филологические науки"). - C. 7