Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Перспективы развития аграрного сектора экономики России в условиях проводимой санкционной политики и мер противодействия

Российский университет дружбы народов, г.Москва, Россия


В условиях действующей внешней политики государства, направленной на противодействие возникающим, а так же нарастающим угрозам государственной и региональной безопасности, значительное внимание уделяется усилению позиций в геополитическом пространстве, явным примером чего является принятие в состав Российской Федерации 2-х новых субъектов, имеющих стратегическое значение и обладающих обширным аграрным потенциалом: р. Крым и гфз Севастополь.

В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах», от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправные деяния, либо недружественные действия иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совбеза ООН применяются специальные экономические меры.

Применительно к рассматриваемым событиям был издан Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», который Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 был реализован.

В соответствии с Постановлением Правительства сроком на один год установлен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, странами, происхождения которых являются США, страны ЕС, Канада, Австралия и Норвегия, то есть те государства, которые ввели экономические санкции в отношении российских юридических или физических лиц или присоединились к такому решению. Основными товарами, импорт которых запрещен, являются: мясо-молочная продукция, рыба, овощи и фрукты.

Кроме того, Минпромторгу и Минсельхозу России поручено обеспечить сбалансированность товарных рынков и не допустить ускоренный рост цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию. Совместно с высшими региональными органами власти необходимо организовать оперативный мониторинг товарных рынков и контроль за их состоянием. Так же с участием объединений товаропроизводителей, торговых сетей и организаций предстоит реализовать комплекс мероприятий, направленных на увеличение предложения отечественных товаров и обеспечение координации деятельности в целях сдерживания роста цен.

Однако, к импортозамещению экономика страны оказалась не готова. Эксперты отмечают, что падение импорта связано не только с введением эмбарго, но и с девальвацией рубля, которая резко повысила конкурентоспособность отечественного продовольствия и одновременно ограничила возможности импорта, но, несмотря на это, существенного роста отечественной продукции эксперты не ожидают. Более того, рост сельхозпроизводства в 2014 г. оценивается в 3,4 % по данным Минсельхоза России, а в 2013 г. – на уровне 6,2 % (Минсельхоз, 2014).

Необходимость импортозамещения продуктов обусловила установление фиксированных критериев продовольственной безопасности, которые определяют удельный вес отечественного продовольствия в общем объеме внутреннего рынка: зерно (95%), сахар (80%), растительное масло (80%), мясо (85%), молоко (90%), рыба (80%), картофель (95%) и пищевая соль (85%).

В последние годы некогда традиционный аграрный сектор экономики значительно укрепился. Урожай зерна в России в 2014 году уже составил 99 млн. тонн. Прогноз урожая зерна в 2014 году повышен до 110 млн. тонн. В 2013 году этот показатель составил 92,4 млн. тонн. – государство было обеспечено собственным зерном на 98,4% (в соответствии с доктриной этот показатель составляет 95%).

Развития аграрного сектора всегда являлось традиционным направлением для российской внутренней политики, поэтому перспективное увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение почвенного плодородия, расширение посевов, развитие животноводства является необходимым. Эффективность выполнения этих целей невозможна без господдержки, которая всегда являлась базисом финансовой устойчивости товаропроизводителей российского государства.

Литература

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120) // СЗ РФ, 01.02.2010 г., № 5, ст. 502.

Данные Минсельхоза России // Режим доступа: www.mcx.ru (дата обращения 20.02.2015)


ОПУБЛИКОВАНО

Зеленько Л.И., Савельева И.Е., Макарова Е.П., Вартанова А.А., Кувикова А.С. Перспективы развития аграрного сектора экономики России в условиях проводимой санкционной политики и мер противодействия. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 5