Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
К вопросу о планировании аудиторской проверки эффективности деятельности государственного (муниципального) учреждения

Курганский государственный университет


Эффективность деятельности организации, финансируемой за счет средств бюджета любого уровня, характеризуется тем, насколько рационально используются средства государства, субъекта Федерации или муниципалитета. Названная рациональность может быть определена соотношением результатов, полученных за счет использования бюджетных средств, и затрат на их достижение. Согласно положениям стандарта ISSAI 3100 «Performance Audit Guidelines: Key Principles» («Руководство по аудиту эффективности: ключевые принципы»), эффективная деятельность должна отвечать критериям экономичности, продуктивности и результативности.

Экономичность характеризует взаимосвязь между объемом государственных средств, использованных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем результатов с учетом обеспечения их соответствующего качества.

Продуктивность использования государственных средств определяется соотношением между объемом произведенной продукции (оказанных услуг, других результатов деятельности объекта проверки) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами.

Результативность характеризуется степенью достижения запланированных результатов использования государственных средств или деятельности объектов аудита эффективности и включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта.

Именно эти три критерия можно поставить во главу угла при планировании аудиторской проверки эффективности деятельности казенного, бюджетного или автономного учреждения в Российской Федерации.

Таким образом, ключевой целью аудита эффективности деятельности государственного или муниципального учреждения можно считать формирование мнения проверяющей стороны в отношении:

– достижения учреждением показателей, определенных в рамках государственного задания;

– законности и целесообразности использования бюджетных средств, выделяемых для функционирования экономического субъекта.

Для достижения указанной цели разумным является обозначить ключевые этапы, которые следует охватить проверкой, а также расшифровывающие их аудиторские процедуры.

К числу таких этапов и процедур можно отнести следующие:

1 этап. Проверка обоснованности сметы доходов и расходов (для казенных учреждений) или плана финансово-хозяйственной деятельности (для автономных и бюджетных учреждений) и их исполнения:

– проверка обоснованности расходной части сметы или плана в части наличия потребности в товарах, работах, услугах;

– проверка уровня цен на товары, работы, услуги, потребность в которых обозначена в расходной части сметы или плана;

– проверка соблюдения сроков исполнения обязательств;

– проверка просроченных (не исполненных вовремя обязательств), наличия претензионной и арбитражной работы в этой связи.

2 этап. Проверка законности использования полученных бюджетных средств:

– сверка отраженных в бухгалтерском учете учреждения лимитов бюджетных обязательств их значениям, доведенным распорядителем средств соответствующего бюджета и сформированным на лицевых счетах в территориальном органе Федерального Казначейства;

– проверка соответствия принятых бюджетных обязательств заключенным договорам, контрактам и иным правоустанавливающим документам;

– проверка подтверждения принятых денежных обязательств первичными документами;

– проверка правильности применения унифицированных форм и порядка заполнения первичных учетных документов, подтверждающих исполнение денежных обязательств, в том числе проверка арифметических расчетов;

– проверка целевого расходования бюджетных средств, в том числе по кодам операций сектора государственного управления;

– проверка правильности отражения хозяйственных операций по принятию и исполнению денежных обязательств в бухгалтерском учете учреждения.

3 этап. Проверка целесообразности использования полученных бюджетных средств:

– проверка разработки и установления критериев для показателей качественной и количественной оценки эффективности деятельности учреждения;

– проверка правильности определения фактически достигнутых значений по разработанным показателям;

– проверка соотношения фактических и нормативных значений по разработанным показателям.


ОПУБЛИКОВАНО

Воробьева О. А. К вопросу о планировании аудиторской проверки эффективности деятельности государственного (муниципального) учреждения. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Экономические науки"). - C. 6