Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Курганский государственный университет"


Состояние БДД в РФ остается неприемлемым для общества, является крайне низким, так в 2013 году в России погибло в ДТП из расчета на 1 миллион жителей 189 человек, а в странах Европейского союза – 52, количество жертв ДТП в РФ почти в 4 раза больше чем в странах с высоким уровнем автомобилизации [1].

Таким образом, проблема безопасности на автомобильном транспорте объективно существует и в настоящее время не решена.

Сейчас требования по обеспечению безопасности при организации автомобильных перевозок конкретизированы в форме «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»(далее Правила), а также «Перечне мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» (далее Перечень) утвержденные приказом Минтранса России от 15 января 2014 г. N 7/2/.

Важно отметить, что ключевые понятия выше указанных Правил и Перечня, такие как «профессиональная компетентность» и «профессиональной пригодность» - нормативно не определены сейчас, однако на уровне отраслевых документов, например, в авиации есть формализация понятия «профессиональная компетентность» , но это не дает корректно использовать этот понятийный аппарат в иных отраслях и в частности на АТ. Как результат затруднительно оценить качество реализации вполне конкретных требований, а значит эффективность работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Несомненно, квалификационные справочники, в свою очередь, устаревают, новых профессий в них либо вообще нет, либо их описание не соответствует действительности. Именно этим и обусловлена потребность изменения действующей системы квалификаций, а точнее, замена ЕКТС и ЕКС системой профессиональных стандартов.По мнению автора в сфере эксплуатации АТ задачу по разработке ПС следует возложить на объединение ведущих автотранспортных вузов, очень важно учитывать опыт подготовки специалистов в области эксплуатации АТ. Несомненно, необходимо мнение от объединения работодателей, автотранспортных союзов, однако они полагаю могут эффективно выполнить экспертную оценку предложений Вузов, но не являться разработчиками профессиональных стандартов.По мнению автора важно определить не столько трудовые функции, столько профессии и должности, в этой связи важно определить профессию инженера по обеспечению безопасности дорожного движения, полагаю их наименование должно быть предельно конкретным.

Таким образом, для достижения значимого эффекта в вопросах обеспечения безопасности АТС и его эффективности необходимо:

-закрепить нормативно ключевые категории в сфере эксплуатации автомобильного транспорта, в том числе: «перевозка грузов/пассажиров», «профессиональная компетентность», «профессиональной пригодность»;

-сформулировать и закрепить базовый круг профессий в области эксплуатации автотранспортных средств в виде профессиональных стандартов как водителей, так и специалистов, деятельность которых обеспечивает безопасную и эффективную эксплуатацию автотранспортных средств;

-задачу по разработке профессиональных стандартов в сфере АТ поставить ведущим техническим вуза страны, в тесном взаимодействии с объединениями работодателей на уровне федеральных округов РФ;

-сформулировать и закрепить в профессиональных стандартах научно обоснованные и последовательно возрастающие требования к образованию и опыту работы для должностей которые обеспечивают безопасную и эффективную эксплуатацию автотранспортных средств.

Закрепление квалификационных требований для работников субъекта транспортной деятельности, позволит на системном уровне повысить качество обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средства, а также повысить эффективность их использования.

Литература

3.ДТП в России: ужасающая статистика: [Электронный ресурс]: URL: http://auto.mail.ru/article/46217-dtp_v_rossii_uzhasayushchaya_statistika/ (дата обращения: 1.10.2014)

4.Приказ Минтранса России от 15.01.2014 N 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом ..."


ОПУБЛИКОВАНО

Борщенко Я.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2015.-№6. (приложение "Технические науки"). - C. 34