Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОРМ ПРАВА

ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АУЭЗОВА


На последнем этапе распада первобытнообщинного строя, в эпоху классообразования, возникают нормы права.

Однако нормы права и права человека - явления разновременные.

Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, рос¬том его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегирован¬ной верхушки, управляющей родовыми организациями.

Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества.

Уровень свободы был минимальный и охватывал правящую верхушку.

Правовая мысль древних народов в своем возникновении восходит к мифам и оперирует мифологическими представлениями о месте человека в мире.

Согласно древним мифам, земные порядки являются частью общемировых, космических порядков, имеющих божественное происхождение.

Именно поэтому, большая часть учений древних философов посвящена вопросам божественной справедливости и равенства людей.

А поскольку античная правовая мысль возникла в условиях деления людей на свободных и рабов, то проблема свободы также является доминирующей в древней философии.

Нерасчлененность мифологических представлений о богах и космосе содержала в себе противоречие, которое проявилось в последующих философских учениях в форме выведения права одними философами как проявления действия объективного космического закона, закона природы, а другими - как проявления воли богов.

В Древнем Египте олицетворял справедливость бог Осирис, божественная справедливость понималась древними египтянами как равенство людей по природе. Люди, в их представлении, наделены богами равными возможностями. Однако эти воззрения на справедливость и равенство не противоречили кастовому построению общества, поскольку равенство предполагалось лишь между членами одной касты. Похожие представления можно найти в памятниках права: законах Хаммурапи в Вавилоне, законах Драконта в Греции, законах Двенадцати таблиц в Риме.

Зарождение идеи естественного права, которое обусловлено законами природы, космоса, можно проследить в воззрениях Гераклита.

Им была высказана мысль о разуме как основе человеческих установлений, о справедливости и праве, о логосе как основе номоса (закона).

Демокрит считал критерием справедливости в этике, политике, законах - соответствие природе.

«То, что считается справедливым,- замечал Демокрит, - не есть справедливость; несправедливость же то, что противно природе».

Естественный закон в учениях стоиков предстает как воплощение всеобщей и универсальной справедливости, справедливости от природы.

На этом положении основывается представление о том, что все люди по закону мироздания и своей природе - граждане одного государства, поэтому на них распространяется действие естественного права как общеобязательного и равного для всех мирового закона.

Сенека наиболее последовательно среди стоиков отстаивал идею духовной свободы и равенства всех людей, включая сюда и рабов.

В работе «Государство» Зенон рассматривает рабство как явление общественной жизни, которое не имеет оправдания, так как оно противоречит общему закону и мировому согражданству людей.

В представлении древнеримских философов веления справедливости и естественного права воплощены в актах и нормах позитивного права и, следовательно, эти веления должны осуществляться посредством и с помощью закона, через его нормы.

Такой подход означал, что именно нормы позитивного права должны соответствовать требованиям естественного права и справедливости, потому что право признавалось естественным, когда в нем видели нечто всеобщее, непременно правильное и справедливое, и сама справедливость нередко называлась естественной.

1.Жидков О.Л., Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. -M.,2008. -Ч. I. - С. 21.

2. Материалисты Древней Греции: собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / под ред. М.А. Дынника. - М., 2005.- С.152.

3. Цицерон М.Т. Диалоги о государстве, о законах. - М., 2006. - С. 22, 33.


ОПУБЛИКОВАНО

Шалдарбекова А. , Рысбаева С., Шалдарбекова М. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НОРМ ПРАВА. // Современные проблемы науки и образования - 2016.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3