Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Методологические основы и условия формирования подростков

ЮКГУ им.М.О.Ауезова


В Законе РК «Об образовании» подчеркивается необходимость формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики, воспитания патриотов, с активной гражданской позицией, имеющих потребность участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознающих свои права и обязанности, нетерпимо относящихся к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям. Одним из важнейших составляющих педагогического процесса воспитания личности является формирование ее правовой культуры. В “Концепции 12-летнего образования в Республике Казахстан” и другие документы актуализируют правового образования и воспитания учащихся, а правовые компетенции выделяются как одно из важнейших составляющих базовых компетенций выпускника школы. В старшей ступени общеобразовательной школы особо важно усиление процесса формирования правовой культуры, так как школьники уже выступают как участники правовых отношений. К сожалению, в педагогической литературе недостаточно разработаны научно-методических основ формирования правовой культуры старшеклассников, не выявлены педагогические условия их эффективности.

Проблемы правовой культуры подростков обусловлена общей ситуацией общественно-экономического развития страны, происходящим реформированием системы образования, противоречием между необходимостью формирования активной гражданской позиции и недостаточным уровнем правовой подготовленности, кризисом в правовом сознании подростков.

Государство, находящееся в состоянии перехода к нормам правового общества, испытывает потребность в гражданине, ориентированном на эффективное использование правовой культуры, на безусловное исполнение законов и творческое осуществление своих прав. Низкий уровень правосознания подростков, социальный нигилизм оказывает серьёзное влияние на процессы маргинализации и криминализации всего социума в целом.

По мнению ученых, правокультурная личность должна обладать глубокими знаниями правовых норм и принципов, уважать законы, уметь применять право в общественно полезных целях, быть готовой активно участвовать в укреплении законности и правопорядка. Однако реалии таковы, что уровень правовой культуры большинства граждан и, в первую очередь, молодежи и подростков, является чрезвычайно низким, что подтверждается правовой безграмотностью, неумением защитить свои права, отсутствием веры в торжество закона, неуважением к органам власти и правопорядка, ростом количества правонарушений и преступлений.

Поэтому вопрос о формирование правовой культуры подростков считается одной из самых актуальных педагогических проблем. В этой области ведутся исследования по следующим направлениям: теоретико-методологические основы правового образования; формирование и развитие правосознания, правовой культуры молодежи в различных типах образовательных учреждений; взаимосвязь правового воспитания с другими сторонами воспитания; правовые аспекты педагогической запущенности, профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Большинство специалистов подчеркивает. Что основное формирование правовой культуры личности происходит во время обучения в средней общеобразовательной школе.

Научные исследования последних лет рассматривают общетеоретические и методические проблемы правового образования подростков: содержание и организацию правового воспитания обучающихся в системе школьного образования, обучение правам человека, роль школы в защите прав детей, гражданское воспитание подростков на уроках и формирование правовой культуры во внеурочной деятельности.

Список литературы

1. Правосознание и правовое самосознание человека в период формирования правового государства. Алматы - 1990.

2. Аль-Фараби. Историко-философские трактаты. А. 1985.

3.Значение традиционной культуры в формировании гражданского общества. А. 1994. ВИ КНБ РК.

4. Российская педагогическая энциклопедия : В 2-х т./Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 1993.


ОПУБЛИКОВАНО

Шаймерденова Г.С., Усенова А.Ж., Джусупбекова Г.Т., Нышанбаева Ж.У., Кыдырбекова А.С. Методологические основы и условия формирования подростков. // Современные проблемы науки и образования - 2017.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4