Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова


Самостоятельная работа - это деятельность учеников, направленная на овладение знаниями, умениями и способами их применения на практике. Поскольку она проводится без участия учителя, она способствует развитию активности детей, формирует произвольность внимания, требует размышлений. На каждом уроке детям предлагаются проверочные, подготовительные, обучающие виды работ. Проверочные необходимы для контроля знаний, умений, способов их применения. Учителя стараются придавать им обучающую направленность. Действует правило: проверяя - обучаем. Работы становятся «нестрашными», интересными, экономится время. Выполнение их обязательно проверяется, поэтому задания, кроме своего прямого назначения - учить, выполняют еще и контрольную функцию. Чтобы актуализировать опорные знания, умения, необходимые для восприятия и понимания нового, детям предлагают подготовительные упражнения: устные и письменные задания на выделение, сравнение, сопоставление фактов, повторение правил, способов действия, предварительное чтение и наблюдение, просмотр рисунков и иллюстраций, составление описаний, зарисовок, нахождение данных и т.п.

По форме самостоятельные работы могут быть устными и письменными. Устные применяются редко и только при наличии условий. Например, если есть свободная комната, где 2-3 детей могут выполнять фонетические упражнения, распевать новую песню, учить стихотворение, репетировать сценку. В письменных работах самостоятельные задания необходимо разнообразить, чтобы равномерно нагружались все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная. Важно избегать монотонных, скучных заданий, притупляющих восприятие.

Длительность самостоятельных работ обусловливается многими причинами. Прежде всего - объемом и сложностью задания. Оно может быть и небольшим, но если ученики только начали работу с новым материалом, потребуется больше времени на его выполнение. Увеличивают длительность: 1) низкий уровень овладения техникой выполнения заданий; 2) недостаточная подготовленность учеников к восприятию нового материала; 3) нерациональное сочетание умственных и практических действий. Бывает, что задание несложное, но требует аккуратного оформления. Нужно, например, сделать вычисление и заполнить итоговую табличку. Заполнение ее может быть даже более трудной операцией, чем сами вычисления. Длительность самостоятельной работы зависит также от работоспособности учеников, объема внимания, темпа чтения и письма, степени овладения учебными умениями и навыками.

Планируя и предлагая такую работу в классе-комплекте, учитель должен: - хорошо понимать ее цели; - отчетливо видеть ее место и роль в общей структуре учебного процесса и в структуре данного урока; - ориентироваться в требованиях на имеющийся уровень овладения учебным материалом; - максимально учитывать уровень подготовленности и возможности учеников; - использовать активные, индивидуальные и дифференцированные задания; - предвидеть трудности и «барьеры», которые будут возникать во время выполнения самостоятельной работы; - обоснованно выбирать ее объем; - разнообразить самостоятельные задания по содержанию; - предлагать ученикам интересные, нестандартные самостоятельные работы, составленные в форме викторин, кроссвордов, игр, считалок и т.п.; - определять длительность самостоятельной работы и следить за расходованием времени; - готовить необходимые дидактические материалы, в частности инструкции, предписания, «опоры»; - искать рациональные способы проверки работ; - подводить итоги выполнения самостоятельной работы; - проектировать развивающие самостоятельные работы с учетом достигнутого уровня;

Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала. Сегодня, когда уровень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Перед учителем стоит задача: организовать обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний – к уровню сильного, а сильный стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности.

Литературы

1 Бабина С.Н. Социальная потребность в организации начального профессионального образования школьников //Педагогика, теория и методика обучения. - Челябинск, 2002. - № 6. -С. 24-32.


ОПУБЛИКОВАНО

Жетписбаева Г.О., Асылбаева Ж.У., Спанкулова С.С., Урматова Т. Использование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления. // Современные проблемы науки и образования - 2017.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15