Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Черногорская ПМПК (Черногорск, Хакасия)


Просвещение, согласно трактовки «Википедии» — свободной энциклопедии, — распространение знаний. Психологическое просвещение (П.п.) - вид работы специалиста-психолога по распространению специальных (в данном случае психологических) знаний, особый вариант педагогической деятельности, осуществляемый специалистом-психологом самостоятельно или в сотрудничестве со специалистом другого профиля, помогающим более эффективно достичь целей распространения психологических знаний. В настоящее время существует две точки зрения на П.п. и его место в системе работы практического психолога: ряд авторов выделяет П.п. как отдельный вид работы (например, И.В.Дубровина, 2000), другие, в частности, Л.Ф.Чупров (2003), рассматривает П.п. как составную часть психопрофилактической работы практического психолога. Определение термина «П.п.»[2]. П.п. - раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у населения (учителей, воспитателей, школьников, родителей, широкой общественности) положительных установок к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение кругозора в области психологического знания. П.п. - основной способ и одновременно одна из активных форм реализации задач психопрофилактической работы психолога независимо от того, в какой из сфер социальной деятельности (образование, здравоохранение, промышленность, фирма, правоохранительные органы и др.) он работает. П.п. выполняет следующие четыре задачи: 1) формирование научных установок и представлений о психологической науке и практической психологии в частности (психологизация социума); 2) информирование населения по вопросам психологического знания; 3) формирование устойчивой потребности в применении и использовании психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития; 4) профилактика дидактогений (ятрогений). Содержание П.п. определяется исходя из специфики, вида и профиля учреждения, уровня общей и психологической культуры информируемого субъекта (отдельный человек, группа, коллектив, массовая аудитория) и социальной ситуации. Формы: П.п. могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Средства П.п. подразделяются на: 1) вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ), 2) наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т.п. «Иногда просвещение принимает нетрадиционные формы: психолог проводит урок вместе с учителем, направляя его деятельность в желаемое русло» (М.Степанова, 2003)[1]. Практически безграничные, но мало реализованные на сегодня, возможности для П.п. предоставляет Интернет (размещение тематической информации на web-сайтах и т.п.).

При проведении любого индивидуального, группового или аудиторного публичного выступления необходимо соблюдать этико-педагогический такт. Успешность и результативность мероприятия по П.п. зависят в первую очередь от авторитета психолога, учета им основных характеристик субъекта-реципиента информации (возраст, образование, интересы, наличие бытового и культурного опыта) и владения психологом адресуемым для восприятия и усвоения субъекта-реципиента материалом. Таким образом, в данном сообщении представлены определение П.п. как варианта педагогической работы, его задачи, содержание, формы, средства и.т.п. Вопрос же о его самостоятельности как направления в деятельности практического психолога или составной части психопрофилактической работы остается открытым, но это (т.е. место в системе) не существенно в плане реализации общей задачи практической психологии по психологизации микро- и макросоциума, повышения психологической культуры населения. В конечном итоге П.п. – это возделывание пашни, на которой будут всходить побеги, приносящие плоды реальной психологической помощи.

Литература: 1. Степанова М. Права и обязанности // Школьный психолог. - 2003. - № 1 - январь. 2. Чупров Л.Ф. Психологическое просвещение в системе психопрофилактической работы практического психолога: Основы теории и методика (пособие). – М., OIM.RU, 2003. - 3,53 авт


НЕ ОПЛАЧЕНО