Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауэзова, Шымкент, Казахстан


Для того, чтобы определить состояние проблемы формирования критичности мышления в отечественной и зарубежной практике начального обучения, нами были изучены документы об образовании, принятые правительством, а также программы по развитию критичности мышления. Относительно умения говорить и слушать, воспринимать сказанное в первом же пункте подчеркивается способность учащихся критически и конструктивно включаться в обмен идеями, в частности, во время дискуссий между собой и во время общения с учителями. Критическое мышление – ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный проект (модуль) предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления как учеников, так и учителей.

Наблюдение за работой учителей и беседы с ними показывают, что в практике начального обучения специальная задача - формировать критичность мышления - не ставится. Однако, это не означает, что критичность мышления в младшем школьном возрасте не формируется. Посещение уроков показало, что некоторые учителя начальных классов включают в уроки вопросы и задания, нацеленные на формирование у учащихся критичного отношения к изучаемому содержанию, к результату своей деятельности, умение находить оптимальный способ решения задач, доказывать сове мнение.

Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. Изучение программ, учебников, анализ посещенных уроков показывают, что недостаточно реализуются потенциальные возможности самого урока для побуждения школьника к проявлению критичности, не определенной методики формирования критичности мышления младших школьников. Даже задания, которые способствуют формированию отдельных компонентов критичности мышления используются не систематически. Поэтому можно сделать вывод, что учителями не до конца осознается роль критичности мышления в учебном процессе.

Возможным направлением развития критичности мышления, мы видим, через процесс самооценки. Решающая роль в построении шкалы самооценки принадлежит критичности мышления, хотя в реальном поведении человека достаточно заметное число переменных будет влиять на процесс самооценки. Несомненно, что каждая личность вырабатывает свою стратегию самооценки, ;но во всех случаях, как бы они не отличались друг от друга, участие критичности мышления является обязательным, т.к. она снимает смысловые противоречия между субъективной и общественной значимостью поведения, действий и поступков субъекта.

Список использованной литературы и интернет - источников

Малыд Л. А. Формирования критичности мышления младших школиников в обучении Дисс… на соискание ученой степени кандидата психологических наук Казань 2002

Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.


ОПУБЛИКОВАНО

Отарбаева Ж.С., Жетписбаева Г.О., Тогатай М.М., Мамаева А.Е., Наркулова Б.А. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КРИТИЧНОСТИ МЫШЛЕНИЯ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ. // Современные проблемы науки и образования - 2018.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 10