Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Особенности проектирования знаниевого потока в условиях высшей школы

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


Представляется, что непосредственно профессорско-преподавательский состав вуза должен стремиться стать живой, адаптируемой системой для синхронизации разнонаправленных знаний для построения моделей применения имеющегося объема знаний для передачи их студенту. Недостаточно сформировать комплексные знания у студента по определенному предмету, совершенно ясно, что передаваемые знания должны сопровождаться алгоритмами, которые создают комбинации нового и имеющегося знания у студента, передачей инструментов по преобразованию этого знания, его трансформации при изменении исходных условий и возникновении неординарных явлений.

Эта идея получила название деятельностной педагогики высшей школы, которая подразумевает использование инструментов по управлению знаниями для развития навыков разумного мышления, обучению комбинирования знаниевых потоков.

В основе организации учебного процесса в данном контексте оптимальной формой передачи готовых моделей синхронизации знаний и навыков самостоятельного проектирования знаниевого потока является форма активного диалога между проводником знаний – преподавателем и их потребителем – студентом. В рамках такого диалога становится возможным синхронизация имеющихся знаний у студентов, о которых преподаватель отдельно взятой дисциплины имеет весьма ограниченное представление, с новыми знаниями, источником которых является непосредственно преподаватель. Данная образовательная новация характеризуется отнюдь не методологической новизной – разработки в данном направлении имеют длительную историю, однако, вопросы организации процесса внедрения указанной образовательной новации, а также оценка эффективности ее действия не были широко изучены.

Совершенно определенно, что использование компонентов деятельностной педагогики не влечет необходимости радикального реформирования системы образования. Однако в свете происходящего изменения образовательной парадигмы ее использование сопряжено с трансформацией процессов передачи и синхронизации знаний на уровне профессорско-преподавательского состава. Представляется верным, что внедрение компонентов деятельностной педагогики будет способствовать нивелированию некоторых кризисных явлений в системе образования, в результате действия которых процесс передачи и накопления знаний становится хаотичным и неуправляемым.

Суть кризисного явления видится в том, что, несмотря на увеличивающийся объем знаний, которые являются предметом передачи в вузе, студенты все с большим трудом справляются с нарастающим знаниевым потоком и хуже пользуются знаниями на практике. Для решения этой проблемы предлагаются различные образовательные стратегии, центральным в которых становится понятие «повышение качества мышления», а основным действующим элементом – стремление «учить мыслить самостоятельно». Это означает необходимость прививать студентам навыки мыслить творчески, обучать их умению решать разнородные и отличающиеся новизной задачи и брать на себя интеллектуальную ответственность. При этом понятия «навыки» и «умения» становятся ключевыми.

Содержательная часть учебной программы составляет только половину процесса обмена и синхронизации знания, основным компонентом является процесс управления знаниевым потоком, то есть система «Know How», которая заключается в организации освоения членами профессорско-преподавательского состава педагогических технологий, а во-вторых, в создании инфраструктуры для реализации концепции деятельностной педагогики в вузе.


НЕ ОПЛАЧЕНО