Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321
Логин   Пароль  
Регистрация Забыли пароль?



PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Профессиональный стандарт в системе формирования образовательных программ повышения квалификации государственных служащих

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ)


Профессиональные образовательные стандарты как инструмент, определяющий должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационными уровнями, могут применяться в отношении каждого направления в сфере высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Профессиональные стандарты в целом предназначены для использования в разработке федеральных государственных образовательных стандартов всех уровней профессионального образования, программ обучения в системе дополнительного профессионального образования, а также могут использоваться в кадровой работе предприятий и учреждений. Преимуществом разработки профессионального образовательного стандарта является то, что в основу его структуры и содержательного компонента положены интересы работодателей в отношении профиля компетенций специалистов. Такой стандарт является продуктом коллективной деятельности работодателей, дифференцированных по видам экономической деятельности, который в том числе отражает квалификационные требования к профессиям. Требования включают в себя, наряду с другими данными, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности.

В отношении организации учебных программ в сфере обеспечения информационно-аналитической деятельности органов государственного управления профессиональный стандарт должен определять: целевое направление образовательной программы, рекомендуемую структуру модулей образовательной программы, основанной на компетенциях из профессионального стандарта, порядок взаимодействия разработчика программы с системой сертификации и рекомендации по созданию программ.

Образовательная программа, разработанная с учетом требований и рекомендаций профессионального стандарта, представляет собой совокупный продукт деятельности работодателей и сферы образования. Осуществление образовательной деятельности по указанной программе не требует открытия специальности или разработки нового образовательного стандарта, что предполагает прохождение процедуры рассмотрения, одобрения и принятия стандарта УМО. Однако в развитие направления в сфере обеспечения информационно-аналитической деятельности органов государственного управления, следует активизировать процесс по подготовке и принятию образовательного стандарта.

В этой связи сфера образования заинтересована в формировании образовательного стандарта на основе профессионального стандарта с тем, чтобы оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, активно обновлять содержание образовательного стандарта в соответствии с изменяющимися требованиями стандарта профессионального. Сотрудник государственной службы на основе профессионального стандарта может определять свой профессиональный уровень, основание для повышения квалификации, а также повышать качество труда. Работодатели в свою очередь, внося свои рекомендации в профессиональный стандарт, имеют возможность идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценивать и повышать уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с требованиями стандарта специалистов всех уровней в области обеспечения информационно-аналитической деятельности органов государственного управления.

Поскольку профессиональный стандарт содержит требования к компетенциям профессионала на различных уровнях квалификации государственных служащих, то базовыми составляющими стандарта являются действия по принятию управленческих решений, что следует определить как основу профессиональной деятельности. Кроме того, в стандарте определены также личностные качества, знания и умения, которые обусловливают возможность выполнения профессиональных действий в рамках государственной службы. В свою очередь, образовательная среда формирует результат обучения в ходе осуществления образовательной программы, который может быть представлен, как обучение действиям по принятию управленческих решений. Слушатели образовательных программ в процессе обучения демонстрируют приобретенные элементы компетенций, знания, умения и личностные качества, которые являются основой для совершения действий, и используются для предварительной оценки и формирования результата обучения.


НЕ ОПЛАЧЕНО