Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Дополнительные программы социальной помощи

Московский государственный открытый университет


Проурзин Л.Ю., проф. РАЕ, проф. МГОУ, к.э.н. Дополнительные программы социальной помощи

Социальные проблемы возникают тогда, когда состояние доходов населения ниже необходимого им минимального потребления для поддержания нормальных условий жизни. Есть и другие причины нестабильного состояния общества в зависимости от демографической, политической, географической и других ситуаций. В их числе: порог превышения необходимого потребления, изменение культурных ценностей и общественного сознания. Эти проблемы порождают внутренние и внешние конфликты, экономические проблемы, политические кризисы. Их усиливают процессы деформации жизненного пространства научно-техническим прогрессом, урбанизации, трансформации и деградации человека и природы. Решать такие проблемы возможно на уровне государственного и муниципального управления.

Решение социальных проблем заключается в принятии дополнительных программ социальной помощи, направленных на повышение дееспособности и активности человека и общества, повышение социального статуса человека, укрепление внутрисемейных отношений. В этих условиях возрастает роль регулирования социальных программ на уровне структур государственного и муниципального управления (ГМУ), исключающих падение уровня производства, усиливающих защиту национальных интересов путем стимулирования предприятий, которые успешно работают, поставляя на рынок конкурентоспособные товары и услуги. В их числе: контроль эффективности тарифной политики как критерия социально-экономической справедливости и эффективности соответствующих интересов общества, усиление деятельности государственных органов управления совокупностью естественных монополий, инфраструктурами финансово-банковского блока, обеспечивающих объемы социальной и пенсионной помощи и др.

Основные задачи ГМУ сводятся к снятию кризисных явлений сегодняшнего дня, сохранению интересов различных социальных и общественных политических групп, возникшие в связи с культурно-этническими разногласиями, контролю за (торговым) капиталом и социально ориентированной рыночной экономикой, соблюдением законов.

При регулировании социальной экономики (баланс себестоимости той продукции, которая не имеет широкой номенклатуры и качества (электроэнергия, газ, тарифы), но является важнейшим компонентом экономики) следует учитывать не только «эффективность», но и «справедливость» по отношению, например, к тем, кто строил гидроэлектростанции, линии электропередач, бурил скважины и т.д.

Анализ статистики социальной сферы [2] подтверждает сокращение уровня продолжительности жизни, снижение количества трудоспособного населения, увеличение количества людей пожилого и пенсионного возраста. Сегодня каждый пятый житель России - пенсионер по возрасту. Пожилые люди нуждаются в повышенном внимании общества и государства и представляют собой специфический объект социальной работы. Тенденции увеличения части пожилых людей сохраняются и становится очевидным, что проблема социальной работы с пожилыми людьми имеет общегосударственное значение.

Увеличившийся миграционный прирост наполовину компенсировал потери населения РФ (с 1 млн. чел. в год до 450 тыс. чел.), но привел к новым социальным диспропорциям. На их фоне возникают проблемы неприязни и неприятия новой экономики. К сожалению, мер по снижению смертности населения практически не принимается (средняя продолжительность жизни населения на 25-40 лет ниже, чем в США и др. странах). Например, в сфере стимулирования рождаемости принимаются отдельные законы, особенно важные, но они рассматриваются изолированно от общей политики повышения качества жизни населения.

Можно сделать вывод, что вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы социального обслуживания в России очень актуальны. Мероприятия по совершенствованию социальной работы с гражданами пожилого возраста должны включать привлечение временного персонала, экономию бюджетных средств, реструктуризацию органов социальной опеки, повышение производительности труда социальных работников. Социальные проблемы возможно решить эффективным и активным привлечением и распределением средств, предприятий и рабочей силы для выполнения общих экономических задач на уровне ГМУ, отдельных регионов и округов.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации.

2. Официальный сайт Росстата (Госкомстата) России: http://www.gks.ru/


ОПУБЛИКОВАНО

Проурзин Л.Ю. Дополнительные программы социальной помощи. // Современные проблемы науки и образования - 2009.-№6. (приложение "Социологические науки"). - C. 3