Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Волгоградская государственная академия физической культуры


СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ КОРРЕКЦИИ ОСНОВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

И.А. Коровина

ФГОУВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Введение

В исследованиях по вопросу совершенствования средств и методов коррекции основных двигательных действий у детей с задержкой психического развития реализовываются не всегда четко обоснованные подходы. Предлагается использовать дифференцированный подход в зависимости от степени задержки психического развития (О.А. Барабаш, 1997), игровой метод проведения занятий (Е.М. Мастюкова, 2002; О.В. Решетняк, 2004).

На данный момент не разработан общепринятый комплекс средств и методов, применяемых в процессе занятий адаптивной физической культурой, для коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Цель исследования – разработать методику коррекции основных двигательных действий у детей данной категории.

Материал и методы исследования

У детей с задержкой психического развития (ЗПР) отмечаются многочисленные недостатки техники выполнения основных движений, так называемые двигательные нарушения, которые свидетельствуют о недостаточно развитой способности к произвольному управлению параметрами двигательной деятельности. В свою очередь, этот факт свидетельствует о дефектах кортикализации двигательных функций.

Ф.Н. Гоноболин (1972) предлагает использовать в системе обучения детей с ЗПР такие факторы, как повышенная интенсивность физических параметров (яркость, громкость и др.) объектов восприятия, непосредственно воздействующих на органы чувств и повышающих эффективность обратной связи.

Представленные данные являются физиологическим обоснованием использования определенных средств, методов и методических приемов, повышающих качество обратной связи, способствующих эффективному решению задач коррекции нарушенных функций, в том числе двигательных.

Разработанная методика предусматривает применение комплекса специально подобранных средств – упражнений для коррекции двигательных нарушений, подводящих упражнений и средств, направленных на развитие мелкой моторики, в процессе занятий АФК.

Коррекционные и подводящие упражнения выполняются в режиме предметного действия, что обеспечивает повышение точности воспроизведения изучаемых упражнений.

Средства для развития мелкой моторики в зависимости от особенностей воздействия целенаправленно применяются в различных частях физкультурного занятия: упражнения пальчиковой гимнастики и ОРУ с предметами – во вводно-подготовительной, самомассаж рук – в заключительной. Такое распределение способствует решению следующих задач:

- повышение степени осознанности двигательных действий, обеспечение активизации внимания и психического врабатывания при выполнении упражнений пальчиковой гимнастики;

- активизация движений кистей и пальцев рук, состояния ЦНС, повышение тонуса мышц при выполнении ОРУ с предметами;

- общее и мышечное расслабление, благодаря применению комплекса самомассажа рук.

При проведении упражнений пальчиковой гимнастики применяются такие методические приемы, как музыкальное сопровождение, вариативные положения и условия выполнения; при проведении ОРУ с предметами – «обыгрывание» предмета (использование одинаковых или подобных друг другу предметов); самомассажа рук – прием комментирующей речи.

В процессе занятий используется преимущественно метод строго регламентированного упражнения; при затруднениях в обучении – метод пассивного упражнения, обеспечивающий помощь в организации действия, и метод практического упражнения для более прочного усвоения двигательного действия.

Для оптимизации процесса занятий АФК применяются также индивидуальные приемы воспитания и обучения детей в зависимости от особенностей их эмоционально-волевой сферы (гиперактивность, инфантилизм).

Заключение

Таким образом, разработанная методика включает в себя наиболее эффективные, специально подобранные, с учетом особенностей детей с ЗПР, средства, методы и методические приемы, применение которых способствует обогащению афферентного синтеза, улучшению качества обратных связей, и обеспечивает сокращение числа нарушений техники выполнения основных двигательных действий.


ОПУБЛИКОВАНО

Коровина И. А. Содержательные основы методики коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 4