Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Южно-Казахстанский государственный университет имени М.Ауезова, Шымкент, Казахстан


Сегодня в мире, в частности и Казахстане, резко возросло значение математического образования. Математика является одной из основных наук, которая способствует формированию и развитию творческих способностей личности. Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Педагоги начальной школы призваны развивать интеллектуальные способности детей, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием развития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Таким образом, интеллектуальные способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения, необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками [1, с.6].

Как показывает изучение по данной проблеме, на развитие интеллектуальных способностей воздействуют и особенности умственной деятельности способных к математике учащихся

Мы считаем, что, безусловно, способности к тому или иному виду деятельности обусловлены индивидуальными различиями психики человека, в основе которых лежат генетические комбинации биологических (нейрофизиологических) компонентов. Однако на сегодня нет доказательств того, что те или иные свойства нервных тканей напрямую влияют на проявление или отсутствие тех или иных способностей. Более того, целенаправленная компенсация неблагоприятных природных задатков может привести к формированию личности, обладающей ярко выраженными способностями, чему в истории немало примеров. Интеллектуальные способности относятся к группе так называемых специальных способностей (как и музыкальные, изобразительные и другие). Для их проявления и развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умение, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности. В основе развития способностей, несомненно, лежит развитие мышления учащихся. Работа в этом направлении должна начинаться непосредственно на уроках.

Педагогическое управление процессом развития интеллектуальных способностей школьников может достичь своей цели лишь тогда, когда обеспечивается единство рационально отобранного и дидактически обработанного содержания, адекватных и хорошо отработанных мыслительных операций и действенных, социально значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся при учете индивидуальных различий в их мышлении. Такое управление требует от учителя широкой эрудиции, глубоких знаний возможностей своего предмета, достаточного кругозора в области логики и возрастной психологии, умения правильно использовать возрастные и индивидуальные особенности учащихся [2, с.7].

Все это позволяет сформулировать следующие выводы.

1.Формирование и развитие интеллектуальных способностей предполагает в процессе усвоения основных понятий самое важное оказание помощи ребенку в постепенном переходе от конкретно-действенного мышления к целенаправленно-понятийному.

2.Развитие интеллектуальных способностей учащихся .происходит в процессе размышления над задачами, поэтому главной заботой учителя должно быть подведение ученика к самостоятельному открытию решения.

3.При развитии интеллектуальных способностей младших школьников, учителями начальных классов должны учитываться возрастные, и индивидуальные различия психического развития детей, а также уровни сформированности математических понятий учащимися.

Литература

1 Ведилина Е.А., Кененбаева М.А. Развитие интеллектуальных способностей на уроках математики начальной школы. // Начальная школа. - 2005. - №6. - С. 4-7.

2 Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Москва: Владос, 2007. 455 с.


ОПУБЛИКОВАНО

А.Копабаева, Л.Т. Искакова, Г.О. Жетписбаева, Г.А.Рысбаева НЕКОТОРЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2010.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 15