Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Количественные, качественные и психологические характеристики уровней развития бизнеса.

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»


Становление системы рыночных отношений экономики государства основывается на соблюдение принципа свободы предпринимательства. Бизнес оказывает существенное влияние на различные стороны жизни общества. У государства возникает потребность упорядочить многообразие бизнес-среды с учетом финансовых, организационных, культурных и психологических аспектов. Структурирование бизнес-среды способствует повышению роли в экономике каждого отдельного сегмента предпринимательства. Но при всем существующем многообразии подходов к разделению предприятий на виды – представления людей о масштабах понятия малого, среднего, крупного бизнеса не всегда совпадают. Определение понятных критериев оценки размера предприятия представляет важность для экономической теории и практики.

Международный опыт выбора и использования критериев отнесения предприятий к разным категориям неоднозначен. Преимущественно за основу для классификации предприятий берутся количественные показатели (численность занятых, оборот, баланс средств предприятия и пр.), которые при необходимости дополняют качественными оценками. Среди качественных характеристик основное место занимает организационная структура управления и активность в сфере маркетинговых коммуникаций.

В государственных масштабах популярность использования количественных критериев объясняется легкодоступностью статистических данных, необходимых для экономического анализа. При этом, знания только количественных показателей недостаточно для принятия решения о распределения мер поддержки разным субъектам предпринимательства. Предоставляя «разным» предприятиям востребованные ими формы поддержки, будут создаваться дополнительные возможности для их роста и развития, а значит и для развития всей экономической системы.

Помимо общепринятых количественных и качественных показателей, особое внимание стоит уделить личностным особенностям владельца бизнеса. На основе выявленных различий в развитости определенных личностных характеристик у успешных и неуспешных предпринимателей (данные диссертационного исследования Э,З.Омарова, 2011) - был сформирован список основных личностных особенностей предпринимателей. Интерпретация выявленного содержания дает возможность, судить о том, какого рода личностные ресурсы будут востребованы на том или ином уровне ведения бизнеса. Среди личностных характеристик предпринимателя особое значение имеет уровень независимости и самодостаточности, наличие духа соперничества, способность к эмпатии, готовность брать на себя ответственность, развитость толерантности, готовность активно действовать, осмысленность жизни, выносливость, вовлеченность и др.

Таким образом, для предпринимателей, ведущих бизнес микро- и малого уровня характерно: значимость мнения окружающих, проявление рефлексивности, рост самодостаточности, восприятие себя как «избранного», толерантность, невысокая степень конфликтности, в меньшей степени развитость жизнестойкости и способности к адаптации, самопринятие, действие по обстоятельствам, соблюдение социальных норм.

У предпринимателей, взрастивших бизнес до среднего и крупного уровня, отмечается: большее проявление гибкости, постановка высоких целей, которым они неукоснительно следуют, осознанное ограничение независимости, умения работать командно, стремление к доминированию, снижение необходимости в эмпатии, неприятие «ответственности» как согласия отчитываться перед кем-либо, большая адекватность в восприятии собственной «избранности», реалистичность оценок, высокая способность к адаптации, психологическое здоровье; замедление роста толерантности, готовность отстаивать интересы, высокая осмысленность жизни, постановка стратегических целей, низкий уровень рефлексивности, рост жизнестойкости, готовность отринуть социальные нормы и «ломать» стандарты.

Итак, подводя итоги, следует отметить, что степень развитости определенных личностных особенностей предпринимателя находится во взаимосвязи с развитием бизнеса. Влияние личностных качеств предпринимателя необходимо учитывать в совокупности с количественными и качественными показателями развитости бизнеса. Приведенные в статье данные создают новое поле для исследований экономических и психологических различий субъектов предпринимательства, что, в дальнейшем, несомненно, скажется на развитии субъектов предпринимательства и экономики страны в целом.


ОПУБЛИКОВАНО

Омаров Э.З. Количественные, качественные и психологические характеристики уровней развития бизнеса. . // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Психологические науки"). - C. 3