Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Московский государственный университет технологий и управления


Готовность к профессиональной деятельности в отечественной педагогике и психологии традиционно рассматривается как способность и стремление выполнять трудовые функции без посторонней помощи в постоянно изменяющихся условиях профессиональной деятельности человека. В нашей статье понимание готовности как вышеуказанной способности рассматривается с позиций репрезентаций индивидуального интеллекта на компетентностном уровне. В этом случае подготовленность к профессиональной деятельности, представлена процессуальными и содержательными аспектами.

Процессуальные аспекты раскрывают функциональность психологических образований интеллекта в профессиональной деятельности и представлены ориентационным, технологическим, регулятивным аспектами.

Ориентационный аспект характеризуется самостоятельной ориентацией человека в профессиональной деятельности на основе проектирования результатов труда. Данный аспект раскрывается в целеполагании деятельности.

Технологический аспект характеризуется определенной суммой знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно планировать работу, выбирать средства труда, необходимые материалы и рациональные способы их обработки, организовывать рабочее место.

Регулятивный аспект характеризуется регулированием, корректированием, текущим и итоговым контролем процесса деятельности, а также оценкой результата труда.

Содержательные аспекты раскрываются в личностных качествах, определяющих проявление индивидуального интеллекта в профессиональной деятельности человека.

В компетентности как качестве личности, психологи выделяют две стороны: 1) знания, навыки и умениями, 2) мотивация.

Исходя из характеристики профессиональной деятельности специалиста можно выделить поливалентные знания и умения, и профессиональные знания, навыки и умения.

Поливалентные (политехнические) знания есть совокупность различных наук, содержание и логическая связь которых отражает общие основы современного производства и принципы управления им (1, С.57).

Поливалентные умения раскрывают основы междисциплинарной ориентации в конкретных трудовых ситуациях. Здесь реализуется весь комплекс ментального (умственного) опыта, приобретенного как в системе образовательного процесса, так и в процессе общей социализации личности.

Профессиональные знания это система понятий, «раскрывающих сущность и особенности производственных процессов в трудовой деятельности человека» (2, С.40).

Под профессиональными умениями понимается «четко определенный круг и определенное качество трудовых умений, характеризующих высокий уровень качества выполнения трудовых действий, без которых нельзя обеспечить качественные и количественные требования, предъявляемые современным производством к результатам труда специалиста» (4, С. 13). Профессиональные навыки представляют собой способы выполнения действий, сложившихся в результате упражнений и являются автоматизированным компонентом профессиональной деятельности человека (5, С.190). Такие навыки приобретают ведущее значение при «постоянстве среды и стабилизации условий деятельности» (3, С.48).

Профессиональная мотивация характеризует побудительную сторону профессиональной компетентности. Она позволяет человеку определить его место в конкретном виде труда, форму и степень участия в ней, взаимосвязь, установившуюся с другими специалистами данной профессии.

В составе профессиональной компетентности, рассмотренные процессуальные и содержательные аспекты образуют некую целостность, выражающуюся в системности уровня интеллекта. При этом содержательные аспекты раскрывают процессуальные, обеспечивая реализацию последних в профессиональной деятельности человека. Таким образом, поливалентные знания и умения, профессиональные знания, навыки и умения, профессиональная мотивация раскрывают содержательный состав ориентационного, технологического, регулятивного аспектов профессиональной компетентности.

Список литературы.

1. Атутов П.Р., Бабкин Н.И., Васильев Ю.К. Связь трудового обучения с основами наук. ¬ М.: Просвещение, 1983.

2. Макиенко И.Я. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. ¬ М.: Высшая школа, 1993.

3. Милерян Е.К. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. ¬ М.: Педагогика, 1973.

4. Новиков А.Н. Процесс и методы формирования трудовых умений. ¬ М.: Высшая школа, 1986.

5. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С.Я.Батышева, С.А.Шапоринского. ¬ М.: Высшая школа, 1977.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта. - М.:Изд-во"Барс" 1997.


ОПУБЛИКОВАНО

Левашова Ольга Николаевна ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ . // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 20