Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 12- ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Южно-Казахстанский Государственный Университет им. М. Ауезова, г.Шымкент,Казахстан


Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, его интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего образования Республики Казахстан.

В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.

Согласно Декларации Совета Европы (1992) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция, Финляндия и т.д. Из стран постсоветского пространства 12-летний срок обучения выбрали Казахстан, Узбекистан, Украина и страны Балтии [1].

Переход на 12-летнее образование предполагает изменение содержания образования, его базовых методологических оснований. Смена образовательных стандартов связана с разработкой нового содержания образования на всех уровнях его описания - от общих подходов к образованию до системы оценивания.

Модернизация общеобразовательной школы – неотъемлемая часть кардинального обновления всей системы казахстанского образования. При этом центральной фигурой в осуществлении школьных реформ был и остается учитель. Социальный заказ государства, обращенный к учителю, прежде всего, заключается в том, чтобы школа формировала высоко образованных, компетентных людей, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются академической и социальной мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [2].

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Так, в конце 1960 - начале 1970-х гг. в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе зарождается специальное направление - компетентностный подход в образовании, с реализацией которого сегодня напрямую связывается обновление содержания образования. Исследование профессионально-педагогической компетентности учителя началось с работ Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, Л.М.Митиной и др.

Компетенции современного преподавателя 12 летней школы можно рассматривать как уникальную систему профессионально-личностных знаний, умений и качеств человека, объединенных гуманно-ценностным отношением к окружающим, творческим подходом к труду, постоянной нацеленностью на личностное и профессиональное совершенствование, используемых для освоения педагогических ситуаций, в процессе чего создаются новые смыслы деятельности, явления, объекты культуры, способствующие достижению нового качества общественных отношений [3].

Профессиональная компетентность педагога 12-летней профильной школы включает следующие компоненты:

- аксиологический, представленный общечеловеческими ценностями, которые выбираются, обсуждаются, критически оцениваются, присваиваются и становятся составляющими духовного мира человека; культурологический, отражающий разнообразные культурные области, в которых происходит жизнедеятельность человека (академическая, оздоровительная, креативная и др.); общекультурные способности, необходимые в профессиональной деятельности; ценности и традиции национальной культуры и действия по их сохранению, возрождению, воспроизведению;

- жизнетворческий, предполагающий способность к организации и проживанию реальных событий, готовность к изменению и совершенствованию бытовых условий жизни, преобразованию микросоциума;

- морально-эстетический, понимаемый как накопление опыта: переживания и проживания эмоционально насыщенных ситуаций; гуманного поведения, организации акций милосердия; заботы о ближних; терпимости к другим людям; адекватной самооценки;

гражданский, означающий участие в общественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, становление опыта гражданского поведения [4].

Основными элементами системы формирования профессионально-педагогической компетентности педагога 12-летней профильной школы являются:

- структурирование содержания педагогического образования на основе компетентностного подхода;

- организация процесса обучения на основе рейтинговой системы, позволяющей четко отслеживать результаты профессионально-педагогической подготовки в каждом модуле обучения и успехи в формировании ключевых, общих и специальных компетенций;

- реализация учебных курсов на основе современных образовательных технологий, с учетом практико-ориентированного и деятель


ОПУБЛИКОВАНО

Конакбаева Улжамал Жандаралиевна НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА 12- ЛЕТНЕЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН . // Современные проблемы науки и образования - 2011.-№6. (приложение "Архитектура"). - C. 3