Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Функции межпредметных связей в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов

Южно-Казахстанский государственный университет им.М.Ауезова, Шымкент, Казахстан


В настоящее время, пожалуй, нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины.

Межпредметные связи рассматриваются как дидактическое условие, способствующее повышению научного уровня обучения и формированию научного мировоззрения учащихся, влияющее на основные компоненты процесса обучения: на содержание учебного материала, на методы преподавания, используемые учителем и методы учения, самостоятельно осуществляемые учащимися. Опыт показал, что тесная связь с другими предметами позволяет более интересно строить уроки, рационально распределять время, повышать активность учащихся.

В настоящее время стоит проблемная задача разработки способов практической реализации каждого из направлений в осуществлении межпредметных связей. Для этого надо учитывать, что наличие отдельных учебных предметов, представленных самостоятельными учебниками (математика, родной язык, природоведение, изобразительное искусство, познание мира), недостаточно продуманными в плане раскрытия межпредметных связей, может привести к неоправданному дублированию, односторонности в преподавании основ наук, к разобщенности усилий отдельных учителей. При изучении и решении данной проблемы наблюдается следующая картина: очень редко выполнены методические работы по изучению роли межпредметных связей в формировании математических понятий. А результаты этих исследований недостаточно отражены в программах, в учебниках и в методических пособиях.

В данное время в связи с увеличением объёма информации, подлежащей усвоению в период школьного обучения, и в связи с необходимостью подготовки всех учащихся к работе по самообразованию особое важное значение приобретает изучение роли межпредметных связей в развитии у учащихся познавательных умений и навыков, в активизации их познавательной деятельности.

В современных условиях возникает необходимость в формировании у школьников не частных умений, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения математике, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и наоборот.

Наши исследования показали, что чем подробнее рассматривается структура действия на начальном этапе формирования умения, чем тщательнее и полнее ученик выполняет при этом все операции, из которых слагается действие, тем быстрее формируется умение выполнять это действие и тем быстрее оно становится обобщенным и свернутым.

Межпредметные связи на первых этапах включения в познавательную деятельность изменяют соответствие уровней умений и интересов учащихся по предметам. Умения, проявляемые при решении межпредметных задач, начинают в большей степени зависеть от опыта переноса, овладения его способами, чем от ранее сложившегося, но тем не менее подвижного интереса к тому или иному предмету. У одних учащихся под влиянием межпредметных связей повышается к ранее не интересовавшим их предметам, а уровень знаний и умений еще остается невысоким. У других, наоборот, значительно возрастают умения межпредметного переноса, но заметных изменений в развитии предметных интересов не наблюдается. Они сохраняют устойчивость. Это объясняется тем, что межпредметные связи не являются единственным фактором, формирующим познавательные интересы учащихся. Познавательный опыт, ограниченный узкопредметными рамками, мешает увидеть хорошо известное в новом, необычном аспекте, необходимом для творческого решения межпредметной задачи. В таких ситуациях мешает привычка мыслить по-старому. Возникающее на первых этапах познавательной деятельности на основе межпредметных связей рассогласование между ранее сформировавшимися умениями и интересами учащихся в последующем нивелируется, происходит усиление взаимосвязей умений и интереса на качественно новой обобщенной содержательной основе.

Литература

1. Гильметдинова Р.Г. Роль межпредметных связей в повышении научного уровня знаний учащихся. – В кн.: Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе. М. 1989.

2. Федорова В.Н. Дидактическое значение взаимосвязей школьных естественнонаучных дисциплин. - В кн.: Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе. Вып. 1. Челябинск, 1973.


ОПУБЛИКОВАНО

Сапарбаева С.К., Танабаева Г.О., Жетписбаева Г.О. Функции межпредметных связей в развитии познавательной деятельности учащихся младших классов. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 10