PDF-версия статьи |
В настоящее время под термином социального партнерства понимается специфический тип общественных отношений. В образовании он используется пока неуверенно, что связано с недооценкой партнерства как взаимовыгодного сотрудничества.
Процесс создания механизма социального партнерства в России связывается с началом экономических реформ в 90-х годах прошлого века. Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий нескольких лиц или организаций для решения общих целей.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации, кандидат педагогических наук И.М. Реморенко дает следующее определение понятию «социальное партнерство» - это такая совместная коллективно распределительная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектами. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества(5).
Ученые И.М. Модель, Б.С. Модель определяют социальное партнерство как форму социального взаимодействия многообразных государственных институтов и общественных групп социального сообщества. (4)
Г.И. Зимирев отмечает, что социальное партнерство строится на определенных принципах и нормах. Эти отношения основываются на добровольности признания партнерами друг друга в качестве участников общественных отношений. (3)
В условиях обновления российского общества социальное партнерство становится действенным механизмом решения проблем в социуме и в частности в сфере образования.
Социальное партнерство, является новой «парадигмой» открытого общества, начинает проникать и в систему образования.
Фундаментом понятия социальное партнерство выступает социальное взаимодействие. Согласно Н.Л. Виноградовой, «социальное взаимодействие это способ социального бытия, который базируется на идеологическом отношении социальных субъектов и обеспечивает единство и гармонизацию социальных структур, имея конечной целью выработку стратегии единых действий отдельных личностей, социальных групп и общностей» (2 ).
Исходя из теоретического анализа проблемы социального партнерства, мы в своей работе под социальным партнерством понимаем специфический тип общественных отношений, возникающих при взаимодействии школы и социума, направленный на достижение общих целей, основанный на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности.
Необходимость социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой сфере требуются усилия всего общества.
Одним из направлений инициативы президента Д.А.Медведева «Наша новая школа» обозначено направление работы школы, направленное на установление партнерских отношений с окружающим социумом. «Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».
По мнению В.Г. Бочаровой, социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей жизни оказывают на человека соответствующее влияние. Мы согласны с утверждением автора, что невозможно сформировать личность только педагогическими средствами [1].
В целостном процессе формирования личности нельзя недооценивать роль социальной среды в воспитании человека. Социальная среда и школа создают социокультурную среду.
Социализация школьников в условиях партнерства школы в социокультурной среде заключается в разностороннем развитии ребенка и успешном овладении им необходимой совокупности социальных норм.
Школа должна стать центром, актуализирующим и координирующим социальное партнерство, как один из факторов успешной социализации учащихся.
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы.- М.,Ариус. 1994,с.208.
2. Виноградова Н.Л. Социальное взаимодействие как объект философ
ОПУБЛИКОВАНО
Леснянская Лариса Александровна Идеи социального партнерства в образовании.. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 12