Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, г.Шымкент, Республика Казахстан


Сегодня, как показывает изучение, прогресс любого общества зависит от количества умных и образованных людей. Интеллектуальный потенциал страны и народа, накопленный за много веков, служил и продолжает служить «инструментом» прогресса общества, развития его культуры.

Социальная значимость начального математического образования достаточно велика. Роль математики в техническом и экономическом развитии общества трудно переоценить. В связи с этим, на современном этапе в Республике Казахстан выявление причин затруднений школьников в обучении представляет собой комплексную проблему, исследованием которой заняты специалисты многих отраслей науки. Гигиенисты и физиологи изучают утомляемость учащихся на уроках по разным учебным предметам, в разные дни недели, дают гигиеническую оценку пособий, школьных знаний, решают другие важные вопросы, относящиеся к физиологическому состоянию школьников. Методисты и дидакты нашей страны анализируют трудности с точки зрения изучаемого материала, условий процесса обучения. Психологи исследуют психические возможности учащихся, закономерности учения. Ими много сделано для раскрытия характера трудностей, возникающих в процессе учения, - трудностей запоминания, трудностей овладения знаниями и умениями и т.д.

Задачи психологии обучения заключаются в изучении закономерностей психологии ребенка также возрастных и индивидуальных психических особенностей детей, проявляющихся при обучении.

Отметим, что отдельные такие элементы фактически возникают у детей в общении со взрослыми, при самостоятельном чтении, на занятиях техникой и искусством, в личных контактах с окружающими и т.п. Специальная организация учебной деятельности учащихся начальной школы в классной и внеклассной работе призвана объединить и активно использовать элементы их теоретического сознания, что очень важно для преодоления трудностей их развития.

При рассмотрении вопроса о взаимоотношении обучения и развития мы исходили из следующего положения: сложные формы психической жизни ребенка формируются в процессе общения. Значит, общение в его наиболее систематизированной форме – обучении – и формирует развитие, создает новые психические образования, развивает высшие психические функции. Следовательно, обучение играет ведущую роль в формировании психики, а его формы лишь меняются в процессе развития.

Принципиально важным является то, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать развитие за собой, а не плестись в хвосте развития (Л.С.Выготский (1)).

При диагностике и коррекции учебной деятельности учащихся начальных классов, на наш взгляд, необходимо за основу взять компонентное строение деятельности, так как учебная деятельность имеет свое внутреннее строение, свой компонентный состав. Это позволило нам перевести отстающих учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к уровню положительного отношения к учению. Так, в частности, во время занятий по формированию положительной мотивации учения (занятия проходили в компьютерном классе) мы применяли занимательные примеры, парадоксальные факты в виде компьютерных игр, ситуаций. Эта необычная форма преподнесения материала вызвала удивление отстающих учащихся и дала немалый успех в нашей работе.

Коррекция и формирование функциональных блоков, названных выше, проводилась по методу «планомерно-поэтапное формирование умственных действий и понятий» П.Я.Гальперина и с помощью специальных компьютерных игр и ситуаций, проводимых в дисплейном классе. Опыт Гальперина и специальные компьютерные ситуации, игры, которые были применены нами, показали, что вместе с мотивационным блоком у отстающих учащихся формируются такие блоки, как ориентационный, операционный, энергетический, оценочный. Следовательно, с формированием этих функциональных блоков и происходит улучшение успеваемости у испытуемых учащихся.

Отсюда следует, что при построении уроков и системы уроков математики, важнейшим инструментом учета возрастных особенностей детей является применение системы методического обеспечения урока математики, включающей: отбор методов обучения, точно отражающих возрастные особенности детей; построение соответствующей системы средств обучения; реализацию соответствующих форм организации учебной деятельности каждого ребенка на уроке.

Литература

1. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. //Собр.соч. – М.: Педагогика, 1989 – т.3 – 412 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Жунисбекова Д.А., Жунисбекова Ж.А., Искакова М.С., Арымбаева К.М., Байгулова Н.З., Медетбекова Н.Н. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТИПИЧНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЮ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 21