PDF-версия статьи |
Современное мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования к системе образования в целом и к дошкольной подготовке в частности.
В нашей стране дошкольное образование и воспитание ориентировано на применение новейших образовательных технологий, разработанных отечественными и зарубежными специалистами.
Важнейшей задачей воспитания и образования является формирование познавательных навыков.
Интеллектуальное воспитание неразрывно связано с воспитанием познавательной активности у детей дошкольного возраста. Познавательный интерес – мощное средство развития творческого мышления детей.
Одним из методов его формирования служит применение логических задач. Логические задачи способствуют развитию у дошкольников навыков анализа, сравнения, наблюдения и обобщения. Эти задачи призваны в занимательной форме побуждать детей к поиску новых (для них) и нестандартных решений и догадок. Они помогают формированию простых математических понятий, развитию основ логического мышления и речи, познавательных навыков. Для этого необходимо максимально использовать резервы развития детей.
Применение логических задач наряду с занимательными играми – неотъемлемая часть процесса образования и воспитания в подготовительных группах. Задача педагогов состоит в методически правильном подборе материала для развития у детей познавательной активности. Логические задачи активизируют интеллект, побуждают интерес к математике, развлекают и способствуют закреплению знаний, умений и навыков. Важно сформировать и развивать у дошкольников умение применять такие логические приемы, как обобщение, абстрагирование, отрицание, анализ и синтез.
При использовании логических примеров и задач необходимо уделять внимание и развитию речи детей, так как умение обосновать свое решение является принципиально важным. Логическое мышление позволит дошкольнику успешно осваивать в будущем школьные предметы.
Применение логических задач значительно облегчит развитие у детей связной речи. К 5-6 годам наблюдаются значительные различия в речевых навыках детей. Педагоги дошкольных учебных учреждений и малокомплектных центров по подготовке к школе работают над совершенствованием монологической речи детей. Логические задачи должны применяться с учетом психофизических особенностей каждого ребенка.
1. Беженова М. Математическая азбука. Формирование элементарных математических представлений. - М.: Эксмо, СКИФ, 2005.
2. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.
3. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2006
ОПУБЛИКОВАНО
Аяпова Б. ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ПРИМЕРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 12-ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 16