PDF-версия статьи |
Современные требования, предъявляемые к школьному образованию, продиктованы необходимостью социально-экономической модернизации Республики Казахстан. Перед системой образования нашей страны стоит задача воспитания интеллектуальной, высоконравственной и активной личности. Эти важнейшие задачи осуществляются целенаправленно и последовательно. Мастерство педагога заключается в том, чтобы воспитательные и образовательные цели были достижимы и реализованы с учетом возрастных особенностей учащихся, и в умении связать материал учебника со сведениями о родном крае. Например, материалы, касающиеся охраны флоры Южного Казахстана, можно с успехом применить и на уроке «Познание мира», 4 класс при изучении темы «Степь. Растения и животные степей»; или, к примеру, на уроке по биологии в 7 классе по теме «Покрытосеменные». Сведения касаются растений семейства Ranunculaceae, весьма распространенного на юге республики. Общие значимые факты таковы. Центр происхождения растений этого семейства находился в Северном полушарии. Дифференциация этого семейства на основные типы была связана с дифференциацией климата. Ученые относят это семейство к цветковым растениям, связанным в своей эволюции с высокогорной умеренной флорой. Насчитывает около 2 тыс. видов (45 родов). Многие из них широко распространены в странах умеренного и холодного климата, некоторые растут и в тропических странах. Лютиковые нередко выступают в качестве основных компонентов растительного покрова, особенно на влажных лугах и в лесах. Основная жизненная форма - многолетние травы, перезимовывающие в виде корневищ и клубней, редко - небольшие кустарники или лианы. Виды с признаками одревеснения скелетных осей имеют вторичное происхождение, они возникли, вероятно, в результате эволюции растений от трав к кустарникам[1]. Например, в Шымкентской области Казахстана произрастают 3000 видов цветковых растений. 1306 видов из них в Аксу - Джабаглинском заповеднике, включенном в список ЮНЕСКО. 150 видов - эндемики, которые растут только в Шымкентской области[3]. Знание этих и других обобщенных фактов об этом семействе растений, достаточно широко представленном в Южном Казахстане, значительно обогатят и конкретизируют знания учащихся о родном крае. Это полезно не только в сугубо образовательных целях, но и в деле экологического, культурного и патриотического воспитания.
Стоит отметить, что такой подход можно применять и в ходе изучения других школьных предметов.
1.Растительные ресурсы СССР / сост. С.Я. Тюлин и др.. Л.: Наука, 1984.
2. Красная книга Казахстана. Алматы.1996.
ОПУБЛИКОВАНО
Тажибаева Г.Ж. ПРИМЕНЕНИЕ СВЕДЕНИЙ О ФЛОРЕ ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА НА УРОКАХ «ПОЗНАНИЕ МИРА» И «БИОЛОГИЯ». // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 19