PDF-версия статьи |
Казахстанское общество развивается по пути социально-экономической модернизации. Важные задачи предстоит решить системе образования нашей страны. Свободная, интеллектуальная и творческая личность – цель воспитательного и образовательного процесса. Развитие творческих способностей учеников младших классов двенадцатилетней школы включает в себя и литературное творчество. Уроки казахского языка – благодатная почва для его развития. Изучение казахского языка и литературы вовлекает детей в языковое творчество: ученики на уроках пересказывают тексты, отвечают на вопросы, учатся аргументировать свое мнение, описывают картины, декламируют стихи, расширяют свой лексикон. Дети предпринимают попытки самостоятельной работы в этом направлении: ведут дневники, сочиняют стихи и рассказы, сказки, загадки. Младшие школьники посещают кружки изучения родного языка, театральные студии, праздники, которые предоставляют им возможность свободного общения. Развитию детского литературного творчества способствуют конкурсы чтецов, олимпиады, выпуск детских газет и журналов. Неоценима роль казахского фольклора в формировании литературного творчества учеников начальных классов. Педагоги начальной школы на современном этапе применяют созданные казахским народом основные средства и методы нравственного воспитания учеников применительно к условиям многонациональной школы. Развитие творческих способностей возможно лишь при организации творческой деятельности. Младшему школьнику необходимо научиться решать трудные, но выполнимые для него задачи. Именно это позволяет развивать творческий потенциал детей. Современная начальная школа призвана не только обучать техническим навыкам и приемам, но и развивать творческую деятельность детей.
На уроках казахского языка и литературы педагог применяет метод создания проблемных ситуаций, решение которых требует от учащегося осознанного выбора. В процессе такого обучения, дети практически решают творческие задачи и у них формируются творческий опыт. Для развития литературного творчества младших школьников применяются и традиционно эффективные речевые упражнения, основанные на активном подражании литературному образцу. Устный пересказ и письменное изложение активно и направленно
развивает речь детей. Трудно переоценить роль устного пересказа в образовании школьника: он пересказывает домашнее задание, описывает его выполнение, правила.
Развитие творческих способностей младших школьников требует организации. Задача педагога организовать воспитательно-образовательный процесс, который способствует активизации творческой деятельности учащихся. Для этого необходимо широко применять постановку творческих учебных задач а так же организовать самостоятельную творческую работу учащихся.
1.Кубасова О.В. Развитие воссоздающего воображения на уроках чтения // Начальная школа - 1991.- № 9.- С. 14-16
2. Яковлева Е. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста //Вопросы психологии - 1994.- № 5-С.37-42.
ОПУБЛИКОВАНО
Мурзабекова М.Р. РАЗВИТИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ КАЗАХСКОГО ЯЗЫКА. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 20