PDF-версия статьи |
Первоосновой в системе воспитательного и учебного процесса являются детские сады, потому что именно здесь даются азы знаний. Как указано в детсадовских программах по воспитанию и обучению, основой образовательного процесса здесь является ознакомление детей с окружающей средой, природой и явлениями природы. Согласно программе, темы знакомства с природой сгруппированы по смене времен года. Таким образом, параллельно с изучением окружающего мира идет совершенствование мыслительной и разговорной деятельности ребенка. Так, Н. Виноградова в своих исследованиях уделяла большое внимание проблеме воспитания и умственного развития детей через знакомство с природой. Она доказала, что речевая деятельность ребенка с напрямую связана с мыслительной и является результатом мыслительного процесса. [2].
При формировании познавательной заинтересованности ребенка основной упор делается на эмоциональное состояние ребенка и его активность, тем не менее активная познавательность ребенка в различных действиях переходит в увлеченность, личностную привычку познавать новое, а также целенаправленное освоение знаний. Первичная познавательная заинтересованность ребенка связана с его игровой и практической активностью. Как правило, познавательная заинтересованность ребенка в процессе игровой и практической активности не является основным «двигателем» узнавания и познания. Ребенок играет или действует не для того, чтобы изучить какой либо предмет, а для того, чтобы выполнить практические действия. В процессе обучения постепенно прививаются навыки познавательной заинтересованности ребенка. К концу дошкольного возраста познавательность ребенка становится осознанной чертой, а далее познавательная заинтересованность становится основной силой в процессе обучения.
При организации образовательной деятельности для ознакомления с окружающей средой необходимо: создать простую обучающую систему бережного отношения к предметам окружающей среды и сделанными руками человека; выработать заинтересованность к явлениям природы, научить осуществлять социальные взаимоотношения, приспосабливаться к изменчивости мира; через предметы и явления окружающей среды сформировать гуманные нормы, понятия, привычку культурной выдержки, внедрить познавательный процесс через игровую деятельность ребенка путем постановки задачи и разнообразных простых игровых ситуаций.
Для ознакомления с явлениями, происходящими в природе в связи сезонными изменениями окружающей среды и их признаками, а также объектами и материалами предлагаются следующие разнообразные игры:
«Слепой козел». Национальная игра «попробуй и отгадай». Условия игры: Развитие чувствительных способностей ребенка и познание о разных фруктах. Необходимые материалы: Фрукты, платок, нарезанные фрукты различных видов. Ход игры: Закрываем ребенку глаза. Даем ему нарезанные фрукты различных видов. Ребенок должен попробовать и отгадать. Глаза ребенка зарыты пока он не отгадает название фрукта. Так по очереди выходят все дети и отгадывают.
Игра «Сундук с загадками». Условия игры: Развитие чувствительных способностей ребенка. Необходимые материалы: Овощи. Ход игры: В корзину укладываем овощи различных видов, закрываем ребенку глаза платком, каждый должен выбрать один овощ, путем поглаживания на ощупь должен угадать какой это овощ. Так по очереди выходят все дети и отгадывают.
Такие игры учат детей подвижности, формируют заинтересованность, усиливают их познавательную активность. Во время игр воспитатель должен быть рядом с детьми.
Детям играть очень интересно, и если воспитатель полностью выкладывается для всестороннего развития ребенка, это будет самым добрым делом на сегодняшний день.
Литература
1. Мухина М.С. Мектеп жасына дейінгі балалар психологиясы. Алматы «Мектеп» 1986 ж
2. Керімбаева Р.Қ. Табиғат көріністері арқылы баланың ақыл ойын дамыту. Отбасы және балабақша № 5, 2010 - 36 б
ОПУБЛИКОВАНО
Ауелбекова М.Т., Сихимбаева С.М. Познавательно- творческие игры и пути использования их разновидностей в группах старшего возраста. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 22