Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Познавательно- творческие игры и пути использования их разновидностей в группах старшего возраста

Южно-Казахстанский государственный университет им. М.Ауезова, Шымкент, Казахстан


Одним из приоритетов в воспитании детей на сегодняшний день является их всестороннее творческое развитие в соответствии с современными требованиями так, чтобы они впитывали все самее лучшее, происходящщее в современном мире. Развитие общества предполагает и ставит перед всей образовательной системой проблему всестороннего развития уровня знаний и мыслительной деятельности подрастающего поколения. Так как будущее независимого государства определяется и измеряется глубиной уровня познания молодежи [1].

Первоосновой в системе воспитательного и учебного процесса являются детские сады, потому что именно здесь даются азы знаний. Как указано в детсадовских программах по воспитанию и обучению, основой образовательного процесса здесь является ознакомление детей с окружающей средой, природой и явлениями природы. Согласно программе, темы знакомства с природой сгруппированы по смене времен года. Таким образом, параллельно с изучением окружающего мира идет совершенствование мыслительной и разговорной деятельности ребенка. Так, Н. Виноградова в своих исследованиях уделяла большое внимание проблеме воспитания и умственного развития детей через знакомство с природой. Она доказала, что речевая деятельность ребенка с напрямую связана с мыслительной и является результатом мыслительного процесса. [2].

При формировании познавательной заинтересованности ребенка основной упор делается на эмоциональное состояние ребенка и его активность, тем не менее активная познавательность ребенка в различных действиях переходит в увлеченность, личностную привычку познавать новое, а также целенаправленное освоение знаний. Первичная познавательная заинтересованность ребенка связана с его игровой и практической активностью. Как правило, познавательная заинтересованность ребенка в процессе игровой и практической активности не является основным «двигателем» узнавания и познания. Ребенок играет или действует не для того, чтобы изучить какой либо предмет, а для того, чтобы выполнить практические действия. В процессе обучения постепенно прививаются навыки познавательной заинтересованности ребенка. К концу дошкольного возраста познавательность ребенка становится осознанной чертой, а далее познавательная заинтересованность становится основной силой в процессе обучения.

При организации образовательной деятельности для ознакомления с окружающей средой необходимо: создать простую обучающую систему бережного отношения к предметам окружающей среды и сделанными руками человека; выработать заинтересованность к явлениям природы, научить осуществлять социальные взаимоотношения, приспосабливаться к изменчивости мира; через предметы и явления окружающей среды сформировать гуманные нормы, понятия, привычку культурной выдержки, внедрить познавательный процесс через игровую деятельность ребенка путем постановки задачи и разнообразных простых игровых ситуаций.

Для ознакомления с явлениями, происходящими в природе в связи сезонными изменениями окружающей среды и их признаками, а также объектами и материалами предлагаются следующие разнообразные игры:

«Слепой козел». Национальная игра «попробуй и отгадай». Условия игры: Развитие чувствительных способностей ребенка и познание о разных фруктах. Необходимые материалы: Фрукты, платок, нарезанные фрукты различных видов. Ход игры: Закрываем ребенку глаза. Даем ему нарезанные фрукты различных видов. Ребенок должен попробовать и отгадать. Глаза ребенка зарыты пока он не отгадает название фрукта. Так по очереди выходят все дети и отгадывают.

Игра «Сундук с загадками». Условия игры: Развитие чувствительных способностей ребенка. Необходимые материалы: Овощи. Ход игры: В корзину укладываем овощи различных видов, закрываем ребенку глаза платком, каждый должен выбрать один овощ, путем поглаживания на ощупь должен угадать какой это овощ. Так по очереди выходят все дети и отгадывают.

Такие игры учат детей подвижности, формируют заинтересованность, усиливают их познавательную активность. Во время игр воспитатель должен быть рядом с детьми.

Детям играть очень интересно, и если воспитатель полностью выкладывается для всестороннего развития ребенка, это будет самым добрым делом на сегодняшний день.

Литература

1. Мухина М.С. Мектеп жасына дейінгі балалар психологиясы. Алматы «Мектеп» 1986 ж

2. Керімбаева Р.Қ. Табиғат көріністері арқылы баланың ақыл ойын дамыту. Отбасы және балабақша № 5, 2010 - 36 б


ОПУБЛИКОВАНО

Ауелбекова М.Т., Сихимбаева С.М. Познавательно- творческие игры и пути использования их разновидностей в группах старшего возраста. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 22