PDF-версия статьи |
Проблема гражданского воспитания и становления личности как гражданина выдвигается на первый план. «И именно образовательные учреждения, в первую очередь, должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности в образовательном пространстве подрастающего поколения» [ 1 ].
Вопрос о необходимости гуманитарного образования ставится в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», где говорится о том, что система образования должна обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры. На практике же чаще всего происходит процесс дегуманитаризации, вытеснения общеобразовательных дисциплин из сферы обучения. Человек, окончивший вуз должен быть не только технически и профессионально подготовлен, он должен еще владеть навыками общей культуры. Гуманитаризация должна стать ключевым направлением в модернизации высшего образования, которая в частности предполагает увеличение объема изучения гуманитарных дисциплин в вузе. В противном случае, не справляясь со своей основной задачей – подготовкой профессионально подготовленных и образованных специалистов, высшее образование постепенно утратит свой статус [ 2 ].
Цель преподавания гуманитарных дисциплин – это формирование мировоззрения человека, поворот его сознания в сторону самопознания, самоанализа, самоусовершенствования и самореализации. Этот процесс осознания своего «я» и является процессом формирования личности. Студент должен понимать практическую значимость предмета для себя, только тогда он осознано подойдет к его изучению. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, его умению и желанию в доступной форме донести материал до студента, убедить его в значимости и необходимости получаемых знаний.
Формирование морально-этических ценностей, которые определяют цивилизационный путь развития в целом, происходит, прежде всего, в системе образования через преподавание гуманитарных дисциплин. Общество не образованное в гуманитарном плане неизбежно сталкивается с проблемой подмены общечеловеческих ценностей исключительно материальными ценностями. Попыткам посредством технократизации и стандартизации жизни превратить человека в существо не способное самостоятельно действовать и мыслить могут противостоять гуманистические принципы, утверждаемые гуманитарными науками. Только человек, образованный в гуманитарном плане может отстоять свои личностные права: не позволить манипулировать своим сознанием со стороны СМИ, интернета, рекламы.
Эпоха глобализации, в которой мы живем, также повышает значимость гуманитарного образования. Резко возросшее в наши дни число межкультурных коммуникаций, ставит нас перед необходимостью иметь представление о множественности культур и различных форм диалога между ними. Ведь только усилиями всего мирового социума человечество может решить глобальные проблемы, стоящие перед ним.
Формирование коммуникационной культуры столь актуальной в наши дни на разных её уровнях является прямой задачей гуманитарных наук. Таким образом, мы видим, что на современном этапе развития общества просто недопустимо недооценивать роли гуманитарной составляющей в его развитии, в том числе в нравственно-патриотическом воспитании студенчества. Гуманистические ценности, формируемые гуманитарными науками, должны быть положены в основу духовного единства российского народа. Процесс же гуманизации общества может протекать только в рамках гуманитаризации образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Торохтий В.С. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации образования [Электронный ресурс] / В.С. Торохтий. – Режим доступа: http://www.smolpedagog.ru/article%2026.html
2. Садовничий В.А. Роль кафедр социально-экономических дисциплин в процессе модернизации высшей школы / В.А. Садовничий // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 1. – С. 61- 69.
ОПУБЛИКОВАНО
Сейтканова А. А. ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 5