Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Профессиональная деятельность и информационная грамотность учителей технологии

Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


В постиндустриальном обществе современного учителя можно определить как субъекта управления педагогическим процессом, обладающего следующими признаками: профессионализм, позволяющий адекватно оценивать создавшуюся ситуацию, своевременно устранять возникшие проблемы; обладающего творческим мышлением; социальной приспособленностью, позволяющей педагогу общаться с учащимися и их родителями, коллегами, как в обычных ситуациях, так и в критических и конфликтных; организаторской способностью, а также умеющего оценивать и внедрять инновационные предложения и разработки [2].

В современном обществе, где ценность информации находится на одном уровне с материальными ресурсами, а обработка и поддержание её стремительно увеличивающегося объёма в актуальном состоянии возможны только с помощью компьютерной техники, к качеству подготовки специалистов предъявляются повышенные требования.

Успешность решения реальной профессиональной задачи определяется компетентностью специалиста. Информационная компетенция педагога обозначается нами как обладание знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении определённого круга социально-профессиональных задач средствами новых информационных технологий, а также умение совершенствовать свои знания и опыт в профессиональной области.

Во время своей рабочей деятельности учитель работает с большими объемами информации, изучает опыт коллег. Успешность профессиональной деятельности педагога связанна с информационной компетентностью: необходимость оперативно находить и выбирать нужную информацию, работать с онлайн конференциями и олимпиадами, необходимостью ведения электронного журнала, выбору оптимальных или созданию новых электронных обучающих изданий [1].

Максимальная реализация творческого потенциала личности, профессиональной компетентности специалиста, возможна лишь как результат формирования системы знаний в процессе общей и профессиональной подготовки. Соответствующая система знаний появляется тогда, когда сама деятельность является следствием активности, заинтересованности учащегося, который избирательно воспринимает содержание образования, впитывает нужную информацию исходя из уже имеющихся знаний, сложившейся системы ценностей, определяющих направление развития его личности.

Обеспечение условий для выращивания высокообразованных профессионалов в области воспитания и педагогики, способных реализовать устойчивое динамическое развитие экономики и прорывное развитие различных областей практики на основе высоких образовательно- и наукоемких технологий, специалистов, для которых установка на саморазвитие, профессиональное мастерство, выработку индивидуального стиля деятельности являются приоритетными на протяжении всей жизни, призвана модернизированная система педагогического образования. Только будущие учителя нового поколения обладающие качественным образованием и информационной грамотностью смогут стать высококвалифицированными профессионалами в эпоху обновления и смены технологий.

Список литературы:

1. Медведева, Е.А. Информационная культура как предмет преподава¬ния в системе высшего образования / Е.А. Медведева // Информатизация и проблемы гуманитарного образования. - Краснодар, 1995. - С. 67-68.

2. Михайлов, Ю.Ф. Технология информационной подготовки курсантов в условиях моделирования экстремальных ситуаций профессиональной деятельности: дис. канд. пед. наук / Ю.Ф. Михайлов. - Москва, 2001. - 168 с.

3. Петухова, Т.П. Информационно-образовательная среда как фактор развития информационной компетенции будущего инженера / Т.П. Петухова, М.И. Глотова // Новые информационные технологии в университетском об¬разовании. - Кемерово, 2006. - С. 240-242.

4. Полякова, Т.А. Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально- педагогическая технология: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Полякова. -М.:МГУК, 1999.-25 с.


ОПУБЛИКОВАНО

Столяр И. Л. Профессиональная деятельность и информационная грамотность учителей технологии. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 25