Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
Классификация педагогических условий внедрения гендерного подхода в учебный процесс

Московский педагогический государственный университет


Для успешного внедрения гендерного подхода в условиях современного учебного процесса необходимо обеспечение совокупности педагогических условий, то есть комплекса требований к разным уровням образовательной системы, способствующие уменьшению противоречий в процессе его реализации. Использование данного подхода в обучении позволяет раскрывать способности мальчиков и девочек, а также учитывать особенности их поведения, что закрепляет равноправие в сфере образования.

Совокупность педагогических условий, влияющих на эффективность внедрения гендерного подхода, можно разделить на две группы: внешние и внутренние условия. В первую группу включаются современные вызовы общества и государства системе образования. Потребности государства и общества раскрываются на законодательном уровне через разработку и принятие нового Закона «Об образовании» и ФГОСов. Основное требование к образовательному пространству учебного заведения для начала реализации гендерного подхода заключается в создании условий для инновационной деятельности педагогических кадров.

Вторая группа представлена теми внутренними условиями, обеспечение которых необходимо для прогрессивного развития самой системы. Они классифицируется на три подгруппы: ценностно-целевые, теоретические, технологические.

Ценностно-целевые условия включают такие, которые обеспечивают принятие реализации гендерного подхода как ценности и как одну из целей современной школы. Исходя из этого, в педагогическом коллективе должна формироваться установка на необходимость его научно грамотного и эффективного внедрения. В свою очередь, у других участников учебного процесса нужно развивать понимание необходимости использования и содержания гендерного подхода.

Влияние человеческого фактора на инновационный процесс является одним из важных, способствующих его развитию. К личности учителя, внедряющего гендерный подход, предъявляются высокие требования: наличие гендерной компетентности, готовность к инновационной деятельности, наличие авторитета среди воспитанников и дипломатичность, позволяющая быстро и неконфликтно решать возникающие острые вопросы. В образовательном процессе с использованием данного подхода важно совмещать, сталкивать точки зрения, представления и убеждения, которые формируются в процессе изучения гендерно дифференцированного учебного материала. Такие ситуации взаимодействия позволяют завершать формирование гендерной компетенции у учеников, которые должны иметь сформированный познавательный интерес как к отдельным учебным предметам, так и к процессу обучения, осознавать необходимость гендерной дифференциации учебного материала, быть готовыми взаимодействовать с учениками противоположного пола.

Теоретические условия позволяют организовать эффективное использование гендерного подхода в образовательной практике. Его внедрение является процессом не одномоментным, но требующим осмысления, поэтому для его реализации была разработана теоретическая модель.

Технологические условия включают актуализацию гендерных аспектов в содержании, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, работу с содержанием материала и методикой его преподавания. Важным условием использования данного подхода является постоянный учет гендерных особенностей учеников. Для этого педагогу необходимо создать на уроке атмосферу, открытую для творчества и общения, что положительно повлияет как на мотивацию к обучению, так и на психологическую готовность учеников к использованию новых методов обучения. Содержание учебного материала требует осмысленной дифференциации на три категории: общий (инвариантный), для мальчиков и для девочек. Основным критерием для дифференциации могут стать гендерные стереотипы, сложившиеся в обществе.

Одним из важных условия технологической подгруппы выступает интеграция урочной и внеурочной деятельности. Учитель в рамках урочной деятельности должен иметь не менее 2 учебных часов в неделю, что обеспечит постепенность и системность использование инновации, а также позволит педагогу наблюдать изменения, которые будут происходить в классном коллективе и в личности каждого ученика. Для более углубленного изучения предмета необходимо иметь возможность использовать факультативные занятия, элективные курсы для учеников с высокой степенью развития познавательного интереса. Учитель должен обладать возможностью гибко использовать различные методы обучения, привлекая инновационные педагогические технологии, применения которых необходимо строить с учетом гендерных особенностей и предпочтений учени


ОПУБЛИКОВАНО

Прокина П.Н. Классификация педагогических условий внедрения гендерного подхода в учебный процесс. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 32