PDF-версия статьи |
Совокупность педагогических условий, влияющих на эффективность внедрения гендерного подхода, можно разделить на две группы: внешние и внутренние условия. В первую группу включаются современные вызовы общества и государства системе образования. Потребности государства и общества раскрываются на законодательном уровне через разработку и принятие нового Закона «Об образовании» и ФГОСов. Основное требование к образовательному пространству учебного заведения для начала реализации гендерного подхода заключается в создании условий для инновационной деятельности педагогических кадров.
Вторая группа представлена теми внутренними условиями, обеспечение которых необходимо для прогрессивного развития самой системы. Они классифицируется на три подгруппы: ценностно-целевые, теоретические, технологические.
Ценностно-целевые условия включают такие, которые обеспечивают принятие реализации гендерного подхода как ценности и как одну из целей современной школы. Исходя из этого, в педагогическом коллективе должна формироваться установка на необходимость его научно грамотного и эффективного внедрения. В свою очередь, у других участников учебного процесса нужно развивать понимание необходимости использования и содержания гендерного подхода.
Влияние человеческого фактора на инновационный процесс является одним из важных, способствующих его развитию. К личности учителя, внедряющего гендерный подход, предъявляются высокие требования: наличие гендерной компетентности, готовность к инновационной деятельности, наличие авторитета среди воспитанников и дипломатичность, позволяющая быстро и неконфликтно решать возникающие острые вопросы. В образовательном процессе с использованием данного подхода важно совмещать, сталкивать точки зрения, представления и убеждения, которые формируются в процессе изучения гендерно дифференцированного учебного материала. Такие ситуации взаимодействия позволяют завершать формирование гендерной компетенции у учеников, которые должны иметь сформированный познавательный интерес как к отдельным учебным предметам, так и к процессу обучения, осознавать необходимость гендерной дифференциации учебного материала, быть готовыми взаимодействовать с учениками противоположного пола.
Теоретические условия позволяют организовать эффективное использование гендерного подхода в образовательной практике. Его внедрение является процессом не одномоментным, но требующим осмысления, поэтому для его реализации была разработана теоретическая модель.
Технологические условия включают актуализацию гендерных аспектов в содержании, интеграцию урочной и внеурочной деятельности, работу с содержанием материала и методикой его преподавания. Важным условием использования данного подхода является постоянный учет гендерных особенностей учеников. Для этого педагогу необходимо создать на уроке атмосферу, открытую для творчества и общения, что положительно повлияет как на мотивацию к обучению, так и на психологическую готовность учеников к использованию новых методов обучения. Содержание учебного материала требует осмысленной дифференциации на три категории: общий (инвариантный), для мальчиков и для девочек. Основным критерием для дифференциации могут стать гендерные стереотипы, сложившиеся в обществе.
Одним из важных условия технологической подгруппы выступает интеграция урочной и внеурочной деятельности. Учитель в рамках урочной деятельности должен иметь не менее 2 учебных часов в неделю, что обеспечит постепенность и системность использование инновации, а также позволит педагогу наблюдать изменения, которые будут происходить в классном коллективе и в личности каждого ученика. Для более углубленного изучения предмета необходимо иметь возможность использовать факультативные занятия, элективные курсы для учеников с высокой степенью развития познавательного интереса. Учитель должен обладать возможностью гибко использовать различные методы обучения, привлекая инновационные педагогические технологии, применения которых необходимо строить с учетом гендерных особенностей и предпочтений учени
ОПУБЛИКОВАНО
Прокина П.Н. Классификация педагогических условий внедрения гендерного подхода в учебный процесс. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 32