PDF-версия статьи |
1. Фундаментальный подход предполагает разработку содержания курса в логике перехода от фундаментальных законов и теорий к частным закономерностям, направленного на углубленное изучение предмета, ориентированного, в первую очередь, на одаренных студентов в данной предметной области, и непосредственно связанного с профильными предметами старшей школы.
2. Методологический подход в своей основе заключает научный метод познания, особенности которого демонстрируются на историко-научном материале. Главная цель изучения курса, основанного на данном подходе -знакомство с методом научного познания, овладение некоторыми исследовательскими умениями. Этот подход предполагает использование проектной технологии обучения, организацию лабораторно-практических занятий, практикумов и т. п..
3. Универсальный подход характеризуется группировкой содержания вокруг ряда важнейших понятий, имеющих универсальное значение для науки. Данный подход предпочтителен для межпредметных курсов, которые рассматривают одну проблему, явление, понятие с разных сторон в свете разных наук. Для него предпочтительными может стать использование технологий рефлексивного обучения, критического мышления, кейс- метода и т. д.
4. Прагматичный подход предполагает приобретение определенных знаний и умений, обеспечивающих базовый культурный уровень студентов и широко использующихся в дальнейшей жизни. Для него предпочтительными могут быть практические занятия, серии практикумов в конкретной профессиональной области.
5. Деятельностно-ценностный подход предполагает знакомство со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения того или иного профиля. Существуют определенная взаимосвязь между рациональным отбором способов деятельности и форм организации учебного процесса методического комплекса с одной стороны и способностям и склонностями студентов конкретного профиля с другой.
6. Компетентностный подход имеет много сторонников сегодня и, несомненно, что многие разработчики отдадут ему предпочтение при разработке курсов по выбору. Последовательность действий при этом будет следующая: определение значимых для учащихся данного возраста проблем: выделение необходимых умений для их разрешения; определение компетентностей, требуемых для решения данного типа задач; отбор необходимого содержания; разработка методов обучения; разработка системы оценивания. Напомним, что компетентность трактуется в современных источниках как "общая способность решения задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей". Ведущей компетентностью, которая формируется к концу основной школы является способность к созданию собственного продукта, выполненного и представленного с ориентацией на другого человека.
Список литературы:
1. Крылова, О. Н. Методика разработки методических комплексов / О. Н. Крылова. – СПб. : КАРО, 2008. – 158 с.
2. Новиков, И. Н. Методика разработки элективного курса / И. Н. Новиков. – СПб. : КАРО, 2006. – 98 с.
3. Шаронова, Н. В. Методика формирования научного мировоззрения учащихся при обучении физике / Н. В. Шаронова. – М. : Изд-во МПГУ, 1995. – 85 с.
ОПУБЛИКОВАНО
Бикметов А. В. Подходы к разработке методических комплексов для студентов высшей школы. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 30