PDF-версия статьи |
В ходе многолетних исследований данной проблемы выявлены следующие элементы идентичности казахов и узбеков ЮКО:
- представления о специфике социально-писхологического облика каждого из сообществ, восходящие ко временам взаимодействия кочевой и оседлой культур. Сегодня это противопоставление во многом потеряло свое значение, но сохраняется в некоторых сельских поселениях в условиях непосредственного соседства массивов узбекских усадеб и недавно возникших участков казахских поселенцев (особенно в тех случаях, когда среди новопоселенцев значительную долю занимают репатрианты- казахи из Узбекистана). К тому же дополнительную эмоциональную напряженность в переживание уже отживающих оппозиций «кочевник-земледелец», «казах-узбек» вносит политическая полемика. В советское время она существовала в виде критического сравнения Казахской ССР и Узбекской ССР. В настоящее время проявляется в виде символического сопоставления суверенных Казахстана и Узбекистана. В результате узбеки ЮКО часто воспринимаются в результате «представителей» страны-соперника соответствующими негативными коннотациями, а не как собственных сограждан;
- представления и основанные на них практики, согласно которым в Казахстане есть только одна титульная нация, а остальные являются объектами политики ( в том числе и культурно-идеологической) национального государства казахов и должны либо смириться с существующим положением дел, либо эмигрировать, либо стараться стать как можно более казахами ( культура, язык), чтобы не восприниматься «чужаками» в стране казахов.
Носителями подобных представлений является значительная часть населения региона. Естественно, казахи-респонденты говорят об этом в большинстве с гордостью, тогда как респонденты узбеки с сожалением и досадой. Однако, более подробный анализ социальной среды возникновения отличающихся мнений показал, что в наибольшей степени вышеотмеченные мнения распространены среди казахов у молодых людей, студентов и безработных не из крупных городов и не проживающих в местах традиционного проживания узбеков. Среди узбеков, согласны с такой точкой зрения и готовы мириться с такой ситуацией жители сельских поселений, невовлеченные в современные этнически смешанные сферы деятельности ( домохозяйки и сотрудники мноноэтничных узбекских коллективов).
Противниками мнения о Казахстане как о моноэтничном государстве казахов среди респондентов-казахов являются в основном студенты и выпускники ВУЗов областного центра, жители районов прилегающих к Узбекистану, преподаватели. Среди узбеков так думают чаще всего предприниматели, городские жители, люди, работающие за пределами сел с компактным узбекским населением;
- отличающиеся у казахского и узбекского сообществ доступные им ресурсы и стратегии, используемые в ходе достижения оциального и финансового благополучия. У казахов – это стремление мобилизовать в свою пользу предпочтения, основанные на представлениях об особой роли казахов в «своем» государстве (близость к власти, возможность апеллировать к возможностям родственников во власти и т.д.). У узбеков – стремление аккумулировать ресурсы больших семей, разрабатывать экономические ниши, непривлекательные в глазах казахов, покупать лояльность властей путем негласных альянсов, а не путем открытого требования соблюдения собственных прав. Социальная обусловленность этих отличающихся позиций выглядит примерно таким же образом, как и в предыдущем случае. Но нужно добавить, что наибольшую уверенность в зависимости доступных ресурсов от этнической принадлежности демонстрируют студенты, безработные, работники бюджетной сферы, то есть, люди, которые имеют об этом абстрактные представления, тогда как более компетентные люди (преподаватели, работники интернациональных коллективов), отмечают условность подобных ожиданий и роль индивидуальных качеств.
Литература
1. Калинина К.В. Институты государственной власти - регуляторы межнациональных отношений // Этнополитический вестник. - 1995. - № 4.
2. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. Сравнительное исследование. М., 1997.
3. Социальное неравенство этнических групп: Представления и реальность/ Под ред. JIM. Дробижевой. М., 2002
ОПУБЛИКОВАНО
С.М. Джунусбаев, директор НИИ «История, археология и этнология», И. С. Савин. главный научный сотрудник НИИ «История, археология и этнология» АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ КАЗАХСКОЙ И УЗБЕКСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ЮЖНОМ КАЗАХСТАНЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 13