PDF-версия статьи |
Тяготы и лишения военных лет вызвали большой отсев учащихся из школ, особенно из старших классов, т.к. многие старшеклассники уходили на самостоятельную работу в производство, сельское хозяйство, а также были вынуждены заниматься домашним хозяйством. По сравнению с довоенным периодом количество учащихся в школах республики к концу войны сократилось на 360-400 тысяч человек /2/.
Тяготы и лишения военных лет вызвали большой отсев учащихся из школ, особенно из старших классов. Многие старшеклассники уходили на самостоятельную работу в производство, сельское хозяйство, а также были вынуждены заниматься домашним хозяйством. По сравнению с довоенным периодом количество учащихся в школах республики к концу войны сократилось на 360-400 тысяч человек [4].
Решение этих задач в Южно-Казахстанской области было сопряжено с большими трудностями, обусловленными огромной территорией, разбросанностью населенных пунктов, наличием множества отгонных участков, многонациональностью состава населения и требовало проведения большой и разносторонней организаторской работы.
В послевоенные годы в системе народного образования наиболее сложной явилась проблема строительства школ и укрепления их учебно-материальной базы.
Анализ архивных материалов свидетельствует о том, что состояние материальной базы школ было неудовлетворительным.
Анализ архивных материалов показал, что формально с успеваемостью дело обстояло благополучно, а фактический уровень знаний был очень низким.
Объективная историческая ситуация в советский период развития страны не позволяла критически осмыслить и оценить внутреннее содержание и эффективность мер, принимаемых государством в вопросах народного образования и культурного обслуживания населения. В условиях жесткого партийного и идеологического диктата отечественные ученые не имели возможности объективно освещать проблемы и тенденции в сфере народного образования, культурно-просветительной работы и самодеятельного художественного творчества населения. Сегодня требуется не переписывание истории, а изучение и осмысление ее страниц, может быть, и заново, но внимательно и объективно, с тем, чтобы верно оценить наше недавнее советское прошлое.
Литература
1. ГАЮКО, ф-233, оп.1, д.299, л.50,51.
2. Казахская ССР за 20 лет. Стат .Сб. А-Ата: Казгосиздат, 1940. – 90 с., с.21.
3. Тапалов.Д // Вестник КазНУ серия историческая . 2003-№1 с.40
4. ГА ЮКО. Ф. 86. Оп. 4. Д. 37. Л. 1.
ОПУБЛИКОВАНО
Пернеева Г.О. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЮЖНОМ КАЗАХСТАНЕ В 40-50-Е ГОДЫ ХХ ВЕКА. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 15