PDF-версия статьи |
Первые шаги становления общеобразовательных школ для детей узбеков были сопряжены с огромными трудностями, которые были вызваны сложностью обстановки в Казахстане после окончания гражданской войны, нехваткой самого необходимого для учебного процесса - помещений, учебников, тетрадей, карандашей и ручек. У узбеков эти трудности усугублялись во много раз в связи и отсутствием квалифицированных педагогических кадров, именно поэтому вопрос о подготовке национальных кадров стоял очень остро. Дело в том, что в первые годы Советской власти среди узбеков было очень мало по-европейски грамотных людей и почти не было профессиональных учителей. Грамотные н образованные кадры требовались во всех звеньях партийного, советского и культурного строительства. Большую работу в деле подготовки национальных кадров узбекской интеллигенции оказывал союз Кошчи, имевший свои ячейки почти во всех узбекских селах. По их рекомендации и при их материальной поддержке десятки узбекских юношей направлялись учиться в Москву, Ташкент, Алма-Ату, Фрунзе и другие города страны. К примеру, в 1928-1929г. было направлено на курсы переподготовки учителей 30 человек, а на курсы по политико – просветительной работы в г. Чимкент 28 человек. Партийными органами даже определялась специальная квота для узбекского населения при направлении в учебные заведения. Так в 1927 г. количество узбеков направляемых на учебу в партийные школы, определялось квотой в 250 коммунистов и 109 беспартийных /1/.
Принятые меры позволяют уже в середине 20-х годов создать сеть образовательных учреждений в Казахстане, в том числе и на территории, наиболее густо заселенной узбеками. Так уже в 1926-1927 г.г. и Аулие- Атинском уезде насчитывалось 50 школ первой ступени и четыре детдома; в городе Аулие-Ате - две школы второй ступени, восемь школ первой ступени, два детдома и одна профессионально-техническая школа. Среди них четыре узбекские школы первой ступени в городе и две узбекские школы в уезде /2/.
По приблизительным данным узбекское население в Аулие-Атинском уезде составляло около 16% от обще численности. В то же время из общего количества учебных заведений уезда 10% составляли узбекские школы. Следоватсльно, нет никаких причин говорить о дискриминации в образовании по национальному признаку. В процентном соотношении расходы на развитие образования по национальному размеру было примерно одинаковым. В то же время, обслуживание коренного населения по линии народного образования продолжало заметно отставать от потребности населения, так и по относительным показателям.
Республиканское совещание работников национальных меньшинств Киргизкой АССР созванное Киробкомом ВПК (б) в середине 1928 г. наметило ряд важных мероприятий по улучшению народного образования среди узбекского, дунганского, уйгурского и других малых народов. Совещание, отметив некоторые достижения в области культурного строительства среди национальных меньшинств, указало и на ряд недостатков: низкий процент охвата школами детей дунган, в особенности
девочек, низкий уровень квалификации учителей /3/. В резолюции совещания особое внимание обращалось на необходимость расширения школ 1-й ступени для национальных меньшинств в связи с изданием учебников на их родном языке, улучшения подготовки квалифицированных учителей, расширение форм и методов антирелигиозной пропаганды и активизации культурно-просветительной работы /4/.
Таким образом, к моменту завершения коллективизации сельского хозяйства в результате определенных успехов в ликвидации неграмотности взрослого населения и подготовке кадров узбекских учителей, а также развитие начального образования среди узбеков были созданы необходимые условия для перехода к всеобщему семилетнему образованию.
Литература:
1. Граменицкий С. Очерк развития народного образования в Туркестанском крае. Ташкент 1896г. С. 4-5
2. Там же, С. 10-11
3. ЦГА РУз, Ф.-47, Оп. 1, д. 705, л. 159
4. Груздев А.В. Педагогика. Учпедгиз, 1940г. С. 552
ОПУБЛИКОВАНО
Белгибай Ж.К.,Ториева А.Б., ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА СРЕДИ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ В 20-30 гг. XX ВЕКА . // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Исторические науки"). - C. 12