PDF-версия статьи |
Развитие общества как целостного социального организма определяется воздействием целого ряда факторов самого различного порядка, важнейшее место среди которых принадлежит межэтническим отношениям.
Межэтнические отношения выделяются следующими признаками:
1. Они пронизывают все сферы общественной жизни полиэтнической страны, оказывая противоречивое (позитивное и негативное) влияние на развитие того или иного социума.
2. На особенности межэтнических отношений, их состояние и эволюцию влияет множество факторов различного порядка, начиная с экономических, и кончая духовными факторами.
3. Развитие межэтнических отношений подчиняется синергетическим закономерностям, когда порядок на макроуровне сочетается с проявлениями хаоса на микроуровне.
4. В межэтнических отношениях весомо значение бессознательных начал (архетипов) человеческой психики, что весьма затрудняет их стабилизацию в случае конфликтов между этносами.
Роль межэтнических отношений как фактора общественного развития определяется и особенностями межэтнической коммуникации, которая выступает как «обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами культурной деятельности, осуществляемой в различных формах» [2, с.280]. При этом межэтнические коммуникации в полиэтническом обществе осуществляются на двух взаимосвязанных уровнях. Во-первых, это – уровень взаимодействия этносов между собой в экономике, политике, науке, искусстве, и, во-вторых, это межличностные отношения представителей различных этносов в тех или иных сферах жизни общества. Для того чтобы упрочить и сохранить межэтническое согласие необходимо, формировать у людей культуру межнационального общения, прежде всего, культуру межличностного общения.
И поэтому особо актуальной представляется формирование культуры межнационального общения у молодежи, так как именно молодежь является основным составляющим любой нации, имеет потенциальный вес в будущем и составляет активный слой населения.
Молодежь - социально- демографическая группа, которая, взаимодействуя с другими группами, развивается, способствуя развитию общества в целом. Она является субъектом деятельности. Хорошо известно, что «…нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно». [3,стр.125] Эта «нищета души» порождается потребительским отношением к жизни, которая затронула и молодежь.
Молодежь- это субъект саморазвития, самовоспитания, самообучения, а значит необходимо включать ее в реальную практическую деятельность по изучению национального характера в процессе межэтнических контактов. В социальной среде формируются унифицированные стандарты на основе западного образа жизни, процесс равнения на запад, особенно для молодежи. Поэтому в нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры, поскольку она живет и действует в этом мире, а значит, не может оставаться в стороне от всего происходящего. Особо важно в деле воспитания молодежи уделить внимание идеи патриотизма, противостоящего всем формам шовинизма, расизма, космополитизма, ксенофобии.
Для этого необходимо:
1. Привлечение молодежных организаций к работе этнокультурных объединений в сфере формирования этнокультурной толерантности, духовного единения.
2. Привлечение общественных организаций и политических партий, а также их дальнейшее взаимодействие с молодежными организациями в сфере дальнейшего развития патриотического воспитания.
3. Расширение практики производства различных информационных продуктов, способствующих формированию общенационального идеала, межэтнической и межконфессиональной толерантности, уважения к самобытности того или иного народа.
4. Возможно внедрение в сферу образовательного процесса:
- предмета «Основы этнокультурологии» (в рамках школьного образования), включающие в себя программу по изучению истории, культуры, быта, традиций тех этносов, которые составляют население той или иной страны.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что национальное возрождение может происходить только в процессе взаимообогащения культур различных наций, при сохранении всего многообразия, свойственного той или иной нации.
Список использованной литературы
1. Садохин А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. – 287с.
2. Монтень М. Опыты, кн.3. М.,1976,стр.214.
ОПУБЛИКОВАНО
Абдуллаева Ж.Б., Танкиш Н.П., Абдраимов Е.Б. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3