Приложение к журналу
«Современные проблемы науки и образования»
ISSN - 1817-6321


PDF-версия статьи Титульная страница журнала PDF-версия статьи
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ

Южно-Казахстанский Государственный университет имени М. Ауэзова


Развитие общества как целостного социального организма определяется воздействием целого ряда факторов самого различного порядка, важнейшее место среди которых принадлежит межэтническим отношениям.

Межэтнические отношения выделяются следующими признаками:

1. Они пронизывают все сферы общественной жизни полиэтнической страны, оказывая противоречивое (позитивное и негативное) влияние на развитие того или иного социума.

2. На особенности межэтнических отношений, их состояние и эволюцию влияет множество факторов различного порядка, начиная с экономических, и кончая духовными факторами.

3. Развитие межэтнических отношений подчиняется синергетическим закономерностям, когда порядок на макроуровне сочетается с проявлениями хаоса на микроуровне.

4. В межэтнических отношениях весомо значение бессознательных начал (архетипов) человеческой психики, что весьма затрудняет их стабилизацию в случае конфликтов между этносами.

Роль межэтнических отношений как фактора общественного развития определяется и особенностями межэтнической коммуникации, которая выступает как «обмен между двумя или более этническими общностями материальными и духовными продуктами культурной деятельности, осуществляемой в различных формах» [2, с.280]. При этом межэтнические коммуникации в полиэтническом обществе осуществляются на двух взаимосвязанных уровнях. Во-первых, это – уровень взаимодействия этносов между собой в экономике, политике, науке, искусстве, и, во-вторых, это межличностные отношения представителей различных этносов в тех или иных сферах жизни общества. Для того чтобы упрочить и сохранить межэтническое согласие необходимо, формировать у людей культуру межнационального общения, прежде всего, культуру межличностного общения.

И поэтому особо актуальной представляется формирование культуры межнационального общения у молодежи, так как именно молодежь является основным составляющим любой нации, имеет потенциальный вес в будущем и составляет активный слой населения.

Молодежь - социально- демографическая группа, которая, взаимодействуя с другими группами, развивается, способствуя развитию общества в целом. Она является субъектом деятельности. Хорошо известно, что «…нищете материальной нетрудно помочь, нищете души - невозможно». [3,стр.125] Эта «нищета души» порождается потребительским отношением к жизни, которая затронула и молодежь.

Молодежь- это субъект саморазвития, самовоспитания, самообучения, а значит необходимо включать ее в реальную практическую деятельность по изучению национального характера в процессе межэтнических контактов. В социальной среде формируются унифицированные стандарты на основе западного образа жизни, процесс равнения на запад, особенно для молодежи. Поэтому в нашем обществе стоит задача формирования у молодежи политической культуры, поскольку она живет и действует в этом мире, а значит, не может оставаться в стороне от всего происходящего. Особо важно в деле воспитания молодежи уделить внимание идеи патриотизма, противостоящего всем формам шовинизма, расизма, космополитизма, ксенофобии.

Для этого необходимо:

1. Привлечение молодежных организаций к работе этнокультурных объединений в сфере формирования этнокультурной толерантности, духовного единения.

2. Привлечение общественных организаций и политических партий, а также их дальнейшее взаимодействие с молодежными организациями в сфере дальнейшего развития патриотического воспитания.

3. Расширение практики производства различных информационных продуктов, способствующих формированию общенационального идеала, межэтнической и межконфессиональной толерантности, уважения к самобытности того или иного народа.

4. Возможно внедрение в сферу образовательного процесса:

- предмета «Основы этнокультурологии» (в рамках школьного образования), включающие в себя программу по изучению истории, культуры, быта, традиций тех этносов, которые составляют население той или иной страны.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что национальное возрождение может происходить только в процессе взаимообогащения культур различных наций, при сохранении всего многообразия, свойственного той или иной нации.

Список использованной литературы

1. Садохин А.П. Этнология: Учебник. 2-е изд. М.: Гардарики, 2006. – 287с.

2. Монтень М. Опыты, кн.3. М.,1976,стр.214.


ОПУБЛИКОВАНО

Абдуллаева Ж.Б., Танкиш Н.П., Абдраимов Е.Б. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МОЛОДЕЖИ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Философские науки"). - C. 3