PDF-версия статьи |
Поэтому целью исследования является установить теоретико-методологические, научно-методические и технологические основы топологического моделирования процесса формирования лингвокультурологической компетенции будущих специалистов в дидактической информационно-обучающей среде.
Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе его результатов выделены условия эффективной реализации принципов доступности и коммуникативной направленности обучения средствами инфокоммуникационных технологий, перестройки учебно-педагогического процесса, обоснования инновационных подходов к организации иноязычного образования в вузе. Материалы и рекомендации, опубликованные по результатам исследования, внедрены в практику подготовки специалистов в ТГГПУ, в процессе преподавания иностранного языка, при подготовке переводчиков в сфере профессиональной коммуникации в КГТУ и могут быть использованы в других вузах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Научные идеи, основное содержание диссертационного исследования и опытно-экспериментальная работа были предметом обсуждения на заседаниях кафедры педагогики НГПИ, ТГГПУ (2009, 2010 гг.), на XXVIII научной конференции молодых ученых и аспирантов ТГГПУ (2009 г.).
Анализ результатов исследования, подтверждающих правомерность выдвинутой гипотезы и положений, вынесенных на защиту, позволяет сделать следующие выводы:
1. Лингвокультурологическая компетенция, формируемая на основе информационного мышления – одна из базовых профессиональных компетенций современного специалиста. На глобальном уровне она является средством взаимосвязи, объединения людей, социальных систем.
2. Возникновение научно-методического направления профильно-ориентированного формирования и развития лингвокультурологической компетенции и появление соответствующей образовательной услуги для специальных целей явились следствием развития системы международных экономических отношений и социально-экономического развития нашей страны за последние десятилетия.
В качестве основной задачи современного этапа развития иностранного языка и культурологии для специальных целей нами рассматривается создание методик, интегрирующих интерактивные подходы к обучению и аккумулирующих их преимущества для решения основной проблемы преподавания иностранного языка и культурологии для специальных целей – обучения не языку, но речи, а шире – иноязычному и инокультурному общению в профессиональных ситуациях.
3. Для разрешения проблем и противоречий современного высшего образования необходимо разработать стратегию формирования новой образовательной инфосреды и новые методики ее использования в учебном процессе. Использование новых информационных технологий в образовании должно быть вписано в контекст модернизации целей, содержания и методов обучения, а также содержания и способов представления учебного материала в печатных изданиях.
4. Очевидно, что существенная инфотехнологическая специфика инициирует специфику дидактическую. В стандартах образования любого уровня значительное место отводится изучению динамично развивающихся информационных технологий и формированию умений работать с ними.
Проблематика дидактики формирования профессиональных компетенций на основе инфокоммуникационных технологий не исчерпывается рамками данного исследования. В частности, необходимо дальнейшее развитие и усовершенствование технологий методического моделирования процессов обучения на основе инфокоммуникационных технологий рассмотренного в настоящем исследовании, а также исследование дидактических возможностей виртуальных образовательных сред для повышения уровня доступности обучения студентов и др.
ОПУБЛИКОВАНО
Урустемханова А.С. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЕ. // Современные проблемы науки и образования - 2012.-№6. (приложение "Педагогические науки"). - C. 34